Рус
Eng

Китай создает авианосный флот, который должен обеспечить господство в мировом океане

Аналитика
Китай создает авианосный флот, который должен обеспечить господство в мировом океане
Китай создает авианосный флот, который должен обеспечить господство в мировом океане
9 января, 12:54Китайский авианосец "Ляонин", бывший крейсер "Варяг".
Китай ударными темпами модернизирует и укрепляет военно-морские силы Народно-освободительной армии. В наступившем году Пекин планирует обзавестись четырьмя авианосцами. А в целом за последнее десятилетие китайские судостроители спустили на воду более ста боевых кораблей, что превосходит темпы строительства ВМС США.

Александр Сычев

В настоящее время у Китая уже есть два авианосца. Авианосец «Ляонин», построенный на базе советского крейсера «Варяг», который китайцы купили у нас в 1998 году. Он стоит на вооружении с 2012 года. Его предполагается использовать, в основном, в качестве учебного корабля, что не исключает применения и по назначению. За время своей службы, например, «Ляонин» три раза пересекал Тайваньский пролив, демонстрируя Тайбэю растущую военно-морскую мощь материкового Китая, и нанес визит в Гонконг. Пусть сегодня это – часть КНР, хоть и со специальными административными правами, но военно-политический смысл сигнала внешнему миру очевиден.

Второй авианосец, который проходит сейчас ходовые испытания, пока не получил названия. Его бортовой номер CV-17. Этот корабль Типа 002 сконструирован китайскими судостроителями и построен всего за два года. Он похож на «Ляонин», но имеет ряд усовершенствований, включая радар с активной сканирующей решеткой (AESA) и большую не оборудованную катапультой взлетно-посадочную палубу. На его борту будут базироваться от 28 до 36 истребителей J-15. Больше, чем на «Ляонине».

Третий корабль строится на верфи Цзяннаньского судостроительного завода в Шанхае, четвертый – в Даляне. Эти два авианосца относятся к новому классу, получившему обозначение Тип 003. Они строятся по современной модульной технологии. Модули, каждый из которых весит сотни тонн, собирают на суше, а затем поднимают и устанавливают на корабле, стоящем в сухом доке. Крупные американские и британские военные корабли, включая такие авианосцы, как USS Gerald R. Ford и HMS Queen Elizabeth, были собраны именно так.

Известно о Типе 003 совсем немного. На новом авианосце будет установлена катапульта, которая позволит запускать самолеты с большим запасом топлива и полным вооружением. По имеющимся сообщениям, Китай провел многочисленные испытания своей электромагнитной системы запуска самолетов (EMALS), которая позволяет запускать не только реактивные, но и турбовинтовые самолеты раннего предупреждения и управления, а также транспортники и беспилотные летательные аппараты.

«Размеры и водоизмещение авианосцев Типа 003 пока не известны. Вероятно, они будут несколько больше, чем Тип 002, с более мощным авиакрылом и общим боевым потенциалом, - предполагает обозреватель журнала The National Interest. - Но, едва ли, они смогут сравниться с американскими авианосцами».

В то же время китайские конструкторы работают над четвертым классом авианосцев, сообщает американский журнал The Popular Science, водоизмещением от 90 до ста тысяч тонн. «Он будет иметь катапульты с электромагнитной системой запуска (EMALS). Не исключено, что базирующееся на нем авиакрыло J-15 или даже малозаметных истребителей J-31 будет еще больше. Помимо этого, с него будут взлетать самолеты раннего предупреждения и управления KJ-600, вертолеты противолодочной борьбы и стелс-беспилотники». Не исключается также вероятность оснащения этих авианосцев атомными энергетическими установками. Такие характеристики сделают их равными американским авианосцам.

Что касается авиации, то пока на вооружении Народно-освободительной армии Китая имеется всего 24 многоцелевых истребителя морского базирования J-15. Промежуточным решением проблемы дефицита может стать J-17, усовершенствованный вариант J-15. Он приблизительно сопоставим с американскими F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler. А в будущем китайские авианосцы примут многоцелевые Chengdu J-20 и J-31/FC-31, новые китайские истребители пятого поколения.

Столь пристальное внимание Китая к авианосцам, в некоторой степени объясняется историей страны. Авианосцы Императорского флота Японии наносили удары по материковой части Китая в 30-х годах прошлого века в ходе вторжения в Маньчжурию. Авианосцы США поддержали гоминьдан в конце гражданской войны в Китае и наносили авиаудары по китайским добровольцам, участвовавшим в Корейской войне в 50-х годах. В 1996 году, во время Третьего тайваньского кризиса, Соединенные Штаты развернули авианосную боевую группу вблизи Тайваня и произвели на Пекин неизгладимое впечатление. И сегодня американские авианосные соединения частые гости в зонах Тихого океана, которые Пекин считает сферой своих интересов.

Пока в планах Пекина создать шесть авианосных групп, которые должны продемонстрировать не только мощь китайских ВМС и сдерживать США и Японию от посягательств на интересы Китая в непосредственной близости от берегов страны. Китайские руководители смотрят несколько дальше. Они упорно выдвигают Китай на позиции мировой державы, что подкрепляется экономической мощью КНР, которая может и уже имеет законные интересы в других, удаленных от страны, регионах. Именно поэтому, помимо строительства авианосцев, китайское руководство планирует создать до 10 баз для своего авианосного флота по всему миру.

«Какие бы далеко идущие планы ни строил Пекин, сегодня с уверенностью можно сказать, что авианосный флот КНР – быстрорастущая сила, которая превращается в мощный и гибкий инструмент влияния», - признает The National Interest.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter