Posted 9 января 2018, 19:51
Published 9 января 2018, 19:51
Modified 7 марта, 17:03
Updated 7 марта, 17:03
Молодёжь крупных российских городов всё дальше от такого понятия, как «патриотизм» и «коллективизм». Например, среди молодых петербуржцев «непатриотами» России себя называют почти 40%. Но и у среднего и старшего поколения патриотизм только на словах. На деле же на вопрос «Если начнётся война, что будете делать?» отправиться на фронт готовы только 49%. А на вопрос о том, согласились бы респонденты отдавать четверть зарплаты государству в случае войны, положительно ответили только 39%.
О том, какова динамика патриотических настроений в России рассказывает статья психолога В. Семёнова «Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе».
«Как свидетельствует репрезентативное социально-психологическое исследование петербуржцев, выполненное под руководством автора (выборка 1207 чел. от 18 лет и старше, 2053): среди коллективистов патриотами России себя считали 77% опрошенных, среди православных 73%, а среди либералов 58%. Соответственно, не считали себя патриотами: 19; 22 и 38% опрошенных, остальные затруднились ответить.
Аналогичные данные были получены в нашем исследовании старшеклассников, студентов и работающей молодежи в городах российской провинции и в Санкт-Петербурге (выборка 1980 чел. до 30 лет). Среди коллективистов патриотами себя считали 56%, среди православных 55%, а среди либералов 43%. Соответственно, не считали себя патриотами: 19; 20 и 30%. Четвёртая часть опрошенных в каждой группе затруднилась ответить, что, конечно, не случайно, потому что одним молодым людям не хотелось признаваться в своем непатриотизме, а другие сомневались, действительно ли они патриоты.
Как показало наше исследование петербуржцев в 2013 году, с патриотизмом явно неблагополучно именно в группе молодёжи моложе 25 лет: почти 40% из них не считают себя патриотами своей страны.
Проблемы с российской идентичностью и патриотизмом имеются не только у молодёжи, но и у всего населения страны. Репрезентативный опрос «Патриотизм в России: если завтра война» в сентябре 2016 года показал сложную ситуацию с патриотизмом. Так, оказалось, что общий индекс патриотизма снижается: в 2008 году он был 80, в 2013 – 67, в 2016 – 62. На вопрос «Если начнётся война с соседней страной, и ваш сын, муж, брат и др. получает повестку из военкомата, что вы ему посоветуете сделать?», ответы распределились следующим образом: «Отправиться в армию, на фронт» – 49%, «Пойти в тыловые части» – 16%, «Не идти в военкомат, ждать окончания войны» – 15%, «Другое и затруднились ответить» – 20%.
А на вопрос о том, согласились бы респонденты отдавать четверть зарплаты государству в случае войны, согласились только 39%, меньшую часть отдали бы 17%, не отдали бы ничего 31%, остальные затруднились ответить. В опросе участвовали взрослые респонденты. Среди молодёжи можно часто встретить ответы такого типа: «Я что за Абрамовича с Усмановым должен умирать?» (имеются в виду известные олигархи).
В связи с проблемой патриотизма интересно рассмотреть ответы на вопрос о героях нашего времени и личностях для подражания. Оказалось, что такие у молодёжи имеются. Обнаружился также любопытный феномен: среди наших, российских героев 53% являются родственниками и знакомыми опрошенных (чаще всего, это родители и старшие друзья), которыми они нередко восхищаются. Например, «мой папа, он сам всего достиг» или «мой знакомый, он добивается своих целей и остаётся хорошим человеком, у него есть большая мечта». Среди наших героев также называют исторических личностей, современных политиков, людей искусства, но всего лишь по 1-2 раза. В этой серии исследований, тем не менее, не были указаны представители так называемой отечественной «попсы», а только представители русского рока. Но остались совсем неназванными российские учёные, воины и космонавты (даже Юрий Гагарин, который обычно назывался всегда). Можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время в молодёжном сознании национальных героев, как эталонных личностей, сплачивающих нацию, народ, общество.
Были также получены данные, которые заставляют взглянуть на проблему «молодёжь и труд» ещё более внимательно. Молодым петербуржцам задавался вопрос: «Если бы вам представилась возможность жить, не работая, вы бы ею воспользовались?» Ответы распределились следующим образом: да – 41%, нет – 35%, «затрудняюсь ответить» –24%.
В других исследованиях, проведённых при участии автора сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ и Центра политических и психологических исследований, было зафиксировано, что индивидуализм начинает преобладать над коллективизмом в молодёжной среде. Так, в общегородской выборке населения Петербурга (1207 чел., 2013 год) индивидуалистами себя считали 52%, а коллективистами – 43% петербуржцев в возрасте 18-24 лет; соответственно 50 и 42% в возрасте 25-29 лет (остальные затруднились ответить). В то же время среди горожан от 40 лет и старше во всех возрастных группах преобладали коллективисты. В исследовании учащихся средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга (выборка 1227 чел., 2015 год) индивидуалистами считали себя 46% студентов, а коллективистами 36% (остальные затруднились ответить). Ранее во всех наших исследованиях, хотя и ненамного, преобладали коллективисты.
Как показывают результаты социологического исследования в мае 2016 года, сильнее всего россияне чувствуют противоречия между богатыми и бедными – 76% опрошенных, затем по напряжённости следуют отношения между начальством и рядовыми работниками – 65% и между людьми разных национальностей – 52%".