Posted 8 октября 2019,, 13:42

Published 8 октября 2019,, 13:42

Modified 7 марта, 15:30

Updated 7 марта, 15:30

Виктор Матизен: «Коммерческое кино давно уже следует отпустить на волю кинорынка»

Виктор Матизен: «Коммерческое кино давно уже следует отпустить на волю кинорынка»

8 октября 2019, 13:42
Счетная палата РФ предложила изменить принцип господдержки кинематографа: учитывать при распределении бюджетных субсидий создателям фильмов успешность проката их предыдущих картин.

Инициативу Счетной палаты по просьбе «Новых Известий» оценил кинокритик Виктор Матизен:

"Счётная палата верно подметила, что экспертных советах Минкульта и Фонда кино много людей, которые если не отстёгивают сами себе государственные деньги, то имеют возможность влиять на процесс раздела в свою пользу. Это называется конфликтом интересов.

Однако выводы, которые Палата из этого сделала, смехотворны. Она предлагает заменить заинтересованных экспертов и «учитывать при распределении бюджетных субсидий создателям фильмов успешность проката их предыдущих картин». Учитывать, конечно, надо, но это происходит и без советов Палаты. Ведь влиятельные лоббисты, о которых идет речь – это, как правило, именно те люди, чьи предыдущие фильмы имели успех.

Далее, замена экспертов ничего не даст – те, кто заинтересован в дележе дармовых денег, отлично знают, как пролоббировать свои интересы в любом экспертном совете - тем более, что эти советы формируются чиновниками. Так что задача, которую пытается решить Счетная палата, просто не имеет решения, поскольку господдержка великобюджетных кинопроектов имеет пропорциональную коррупционную составляющую. Это не вина отдельных лиц, это порок системы. И возникает старый вопрос: а зачем государству вообще поддерживать коммерческое кино? Только потому, что оно боится выпустить из рук поводок, на котором держит отечественный кинематограф?

Если вообще говорить о господдержке, то государству имеет смысл поддерживать авторское кино и перспективных дебютантов. Там риск коррупции минимальный, потому что у таких картин маленькие бюджеты, и коррупция в этом деле минимальна. Другое дело, что при Мединском Министерство культуры ни за что не даст дорогу острым картинам, которые могли бы иметь общественный резонанс.

А коммерческое, оно же массовое кино, давно следует отпустить на волю кинорынка, где продюсеры рискуют своими деньгами и побеждают наиболее чуткие к запросам массовой аудитории".

"