Posted 8 октября 2019, 12:53

Published 8 октября 2019, 12:53

Modified 7 марта, 15:30

Updated 7 марта, 15:30

Сравнения уместны: чем сегодняшние репрессии отличаются от сталинских

8 октября 2019, 12:53
В современном российском обществе отсутствует идеология, принятая большинством, как это было в СССР, под которую можно было бы подвести массовые репрессии, поэтому власть ограничивается «легким» вариантом.

Известный российский политолог Федор Крашенинников опубликовал в издании Republic материал, в котором исследовал причины и перспективы репрессий, который проводят власти страны в отношении инакомыслящих. Вот только несколько фрагментов из этой статьи:

«Речь идет не о вере первого лица государства в конкретные обвинения, заговоры и беспорядки, а об убежденности в пользе репрессий как таковых, в то что народец надо попугивать и потравливать сторожевыми собаками, чтобы он знал свое место. И даже не весь народ, как было при Сталине и как сейчас уже не получится даже при большом желании, а небольшую его часть, вызывающую наибольшее подозрение в нелояльности – молодежь, которая не хочет смотреть телевизор, всяких назойливых журналистов, лезущих куда не надо, блогеров и прочих непонятных для людей доинтернетовской эпохи персонажей. Ну и богему заодно, потому что и она тоже кажется слишком сомнительной и космополитичной.

(...)

Бороться с репрессиями, пусть и точечными, надо. Надо запоминать имена всех причастных к их непосредственной реализации, всех тех, кто лжесвидетельствовал, пытал, давил, требовал и выносил несправедливые приговоры. Но нельзя забывать, что все эти люди делают то, что один всем известный человек в стране мог бы прекратить – если бы у него было такое желание. И то, что желания прекращать у него нет, должно навести всех нас на мысль, что именно в нем – причина всех происходящих инцидентов со странными делами и возмутительными приговорами.

(...)

Даже если многим из тех, кто осознал ужас всего происходящего с нашим обществом только в последние месяцы или даже недели, не хочется винить во всем Путина и наоборот кажется правильным взывать к нему с просьбами разобраться в происходящих «чудовищных ошибках», в итоге и они тоже неизбежно придут к выводу, что единственный виновник всего происходящего – именно он. Потому что каждый судья и прокурор, каждый следователь и пропагандист, непосредственно причастный к политическим репрессиям, оказались на своем месте в результате целенаправленной кадровой политики, которая 20 лет вела страну к нынешнему состоянию. И мы все знаем, кто её проводил и собирается проводить дальше.»

Политолог Сергей Медведев так откликнулся на этот материал:

«Самый точный диагноз происходящего. Сколько бы нам ни хотелось думать, что система "сама" давит людей, нельзя забывать, что система - это Путин. Он не дает приказов мочить и сажать, но генерирует политическую волю и заказ (хотя бы и не комментируя дела), и система работает в заданных рамках.

И повторю то, что писал сразу после 27 июля: да, это новый 1937-й, сравнения уместны. Лайтовый, по версии 2019-го, по масштабу насилия, но точно такой же по политической логике машины государственного террора...»

А блогер Артур Климочкин очень точно объяснил, причину того, что современный государственный террор уступает в массовости сталинскому:

«Потому и сталинские террор не осуждают. Держат эту систему координат, в которой они пока существенно ниже и сравнение пока в их пользу, но только в количестве. Да, не оптом, но в розницу. Всё-таки и идеологии, принятой большинством общества нет, под которую массовые можно было бы подвести, ею прикрыться, оправдаться, обосноваться. Поэтому выдумывают всякую экзотику, которую как бы легко пиплУ продать...»

Подпишитесь