Рус
Eng
О бюджете, по которому мы скоро начнем жить
Аналитика

О бюджете, по которому мы скоро начнем жить

8 октября 2019, 10:20
Двадцать третьего октября депутаты Госдумы приступят к первому чтению проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Свое заключение на документ готовит Торгово-промышленная палата РФ, эксперты организации будут также работать над поправками ко второму чтению.

Позицию Палаты о финансово-промышленном и инвестиционном аспектах документа, по которому скоро начнет жить страна, редакции кратко представил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Экономике для стабильного роста нужны инвестиции, прежде всего в основной капитал – это, по словам Сергея Катырина, аксиома. «Поскольку долю инвестиций в ВВП намечается довести до 25 процентов в 2024 году, необходимо максимально эффективно использовать основные каналы государственной финансовой политики: монетарный, кредитный, долговой и бюджетный.

Драйверами экономического роста должны быть экспортно-ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности (химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение) и строительный сектор, а также национальные проекты и государственные программы.

«Если говорить проще, то суть, собственно, в следующем: удастся сделать намеченное – значит, хозяйство страны продвинется вперед, а это даст возможность людям жить лучше», - заметил Сергей Катырин и добавил: «Теперь – о направлениях финансовой политики, вернее, о том, в чем нуждается предпринимательство, а следовательно, и экономика».

Монетарный канал (то есть насыщение экономики ликвидностью, денежными средствами) очень важен для бизнеса, которому нужны «длинные деньги», иными словами, долгосрочные кредиты под приемлемый процент для технологического перевооружения, организации новых производств. Пока что одолжить сравнительно недорогие деньги по специальным программам могут очень немногие. «Думается, необходимо, наконец, сформировать условия для развития института «длинных денег». Российской экономике нужен механизм стимулирования, то есть широкий комплекс регулятивных мер и мер денежно-кредитной политики, что позволит формировать «длинные ресурсы».

Что же касается кредитного канала, то сегодня, в условиях структурного профицита банковского сектора, он должен быть связан с развитием синдицированного кредитования, иными словами, кредитов, выдаваемых несколькими банками одному заемщику на реализацию проекта. Такие деньги, в первую очередь банками с госучастием, могут выдаваться под относительно низкие процентные ставки на продолжительное время – свыше 5 лет. «Но кредитовать надо достойных, то есть при условии, - пояснил Сергей Катырин, - что на заемщика, организатора проекта, распространяется инвестиционный суверенный рейтинг национальных рейтинговых агентств».

Благодаря все тому же структурному профициту ликвидности банковского сектора канал долгового рынка может стать своего рода «автоматическим стабилизатором» российской экономики, полагает Сергей Катырин. По его словам, для этого следует развивать региональный рынок инфраструктурных облигаций. «Такой рынок, отметил Сергей Катырин, способен сократить объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов РФ, то есть дотаций, субсидий, субвенций и т.д., и при этом позволит увеличить расходную часть бюджетов всех уровней».

И последнее: у нас профицит федерального бюджета, а этим надо пользоваться, убежден глава ТПП РФ: «Бюджетный канал может, а Палата считает, что и должен, успешно работать – средства федерального бюджета можно размещать на долгосрочной основе на депозите в банках с государственным участием или в системно значимых кредитных организациях».

«Использовать максимально все возможности финансовой политики для развития экономики – это, собственно, и есть позиция федеральной Палаты», – подытожил Сергей Катырин.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter