Posted 8 августа 2022, 13:49

Published 8 августа 2022, 13:49

Modified 7 марта, 12:10

Updated 7 марта, 12:10

Артем Кирьянов: "Изменения в закон о рекламе усилят безопасность россиян"

8 августа 2022, 13:49
Комитет Госдумы по экономической политике до 13 августа должен доработать нашумевший законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе», внесенный единороссом Артемом Кирьяновым. Только после этого обновленная версия законопроекта будет вынесена на рассмотрение во втором чтении.

Анна Цветкова

Комитет Госдумы по экономической политике до 13 августа должен доработать нашумевший законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе», инициированный единороссом Артемом Кирьяновым. После этого обновленная версия законопроекта будет вынесена на рассмотрение во втором чтении.

Документом, напомним, предусматривается создание в России единого рекламного оператора, под управление которого перейдет весь рынок наружной цифровой рекламы (цифровые билборды, реклама в общественном транспорте), также новая структура будет контролировать сайты-классифайды (интернет-ресурсы, на которых размещаются объявления физлиц и юрлиц).

Всю неделю в Госдуме проходили заседания фракций, на которых парламентарии ломали копья, обсуждая нашумевшую инициативу - создание монополиста для рынка цифровой рекламы. Мнения, что предсказуемо, полярно разделились.

Общее тезисы оппонентов Кирьянова сжато отразил депутат Антон Ткачев («Новые люди»). «Я много общаюсь с игроками рынка, и они в один голос говорят о грядущей искусственной монополии. Преференции у потенциального оператора на зависть. Один выбор лучших рекламных мест во всех регионах страны без торгов сроком на 30 лет с возможностью установления собственных расценок чего стоит. Такой функционал сведет на нет работу сотен рекламных агентств по всей стране. Уже сейчас можно говорить о ликвидации 90% участников наружной рекламы. Работу потеряют около 150 специалистов», - считает Ткачев.

Сторонники законопроекта приводят свои аргументы, главный из которых - защита национальных интересов и усиление контроля за цифровой рекламой.

«Наиболее важным мне кажется вот это: контроль за контентом, выходящим на цифровых экранах, которые в основном работают на американском и канадском ПО. Хакерство, то есть взлом систем, управляющих экранами, - достаточно частое явление», - отметил автор телеграмм-канала «Политджойстик».

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества Александр Малькевич также поддержал одну из ключевых фабул документа: регулирование рынка цифровой рекламы недостаточно и механизмы борьбы с недобросовестной рекламой порой просто не срабатывают.

И привел пример: «Сейчас борьба с недобросовестной рекламой зачастую сопровождается эффектом Барбары Стрейзанд, когда попытка изъять какую-либо информацию приводит к еще большему общественному интересу. Начинают давить общественники, и это все мусолится неделями. В результате мы получаем обратный эффект», - считает Малькевич. Под такой рекламой, вероятно, он подразумевает «хайп-рекламу», которая не вписывается в рамки цензуры и этики. Кто-то вспомнит при этом слоган «сосу за копейки», а кто-то карту России без Крыма.

Обращают внимание участники дискуссий и на другой аспект реформы - коррупционную составляющую. Откаты при распределении рекламных бюджетов сопоставимы с распилом тех же дорожных контрактов.

Решения о том, где и сколько будет установлено рекламных конструкций и кому именно они достанутся, в регионах сейчас принимают органы местной власти. Также именно чиновники на местах принимают участие в распределении бюджетов на общегородские и общерегиональные нужды, легко подгоняя условиях торгов под конкретных участников рынка. И практически в каждом субъекте РФ случались конфликты и громкие истории, связанные с переделом рекламного рынка.

Депутат Кирьянов в разговоре с корреспондентом «Новых Известий» сообщил, что он внимательно следит за ходом дискуссий. «И моя позиция концептуально не изменилась. Закон крайне важен и для защиты национальных интересов, и для защиты конкретного человека, его персональных данных, защиты людей от кибермошенничества», - отметил парламентарий Кирьянов.

Он признал, что диалог «идет достаточно напряженный», но многие публично высказанные опасения, связанные с этим законопроектом, не имеют под собой почвы, не соответствует заложенным в законопроекте нормам.

«Даже по таким чувствительным моментам, как падение доходов органов местного самоуправления, региональных бюджетов, потеря людьми рабочих мест - хотел бы однозначно сказать, что это никак не соотносится ни с целями, ни с механизмами законопроекта. И эти опасения совершенно беспочвенны. Сейчас идет больше эмоциональный разговор о том, что законопроект приведет к негативным последствиям, но ни данные участников рынка, ни объективная реальность этот негативный прогноз не подтверждают», - настаивает Кирьянов.

Критикам Кирьянов напомнил, что, во-первых, единый оператор не становится монополистом: рекламные компании как обычно смогут участвовать в торгах на установку рекламы, после чего эксплуатировать экраны. Разница лишь в том, что распределение рекламных конструкций будет производиться исключительно через «ресурс размещения информации». Доступ к данному ресурсу для рекламщиков оператор сделает бесплатным.

Во-вторых, новая структура не «закроет» 150 рабочих мест, а создаст 1500 новых. А что касается доходов в местные бюджеты, то, как только уйдет элемент возможной коррупции, эти доходы, напротив, повысятся. Более того, нововведение предоставляет муниципалитетам возможность увеличивать поступления в казну от установки и эксплуатации конструкций единого оператора. Речь идет о совокупной сумме в несколько миллиардов рублей.

Но самое главное, настаивает Кирьянов, с появлением оператора на рынке цифровой рекламы будет наведен порядок. Под контроль оператора перейдут и цифровые билборды, и классифайды, чтобы снизить риски утечки персональных данных россиян.

«Новые Известия» сообщали, что законопроект был внесен в российский парламент 8 июля. И за рекордно короткие сроки, 15 июля, был принят в первом чтении.

Вероятно, скорость принятия решения объясняется позицией спикера Госдумы Вячеслава Володина. «При подготовке законопроекта нужно сделать все, чтобы поддержать отечественные компании. Все, кто работает на этом рынке, должны быть зарегистрированы в России. Это необходимо, так как обсуждаемый вопрос имеет отношение к персональным данным», - официально прокомментировал Володин и добавил, что время всех тех, «кто зарегистрирован в недружественных странах» - ушло. Это значит, что под контроль государства переходит, к примеру, и голландский ресурс Avito, получивший в России прямой доступ к клиентской базе.

Справка:

Новый оператор на земельных участках (статус - госсобственность) сможет без торгов заключить 30-летние договоры на установку своих цифровых конструкций. На такой же срок единый оператор получит право размещать всевозможную цифровую рекламу на государственном или муниципальном транспорте.

Законопроектом предусмотрено, что единый оператор будет разрабатывать и согласовывать схемы размещения рекламных конструкций, получать сведения об объемах распространения рекламы, отвечать непосредственно за установку и эксплуатацию таких конструкций.

Подпишитесь