Posted 8 января 2019,, 08:49

Published 8 января 2019,, 08:49

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

Защититься от взрывов: громадье планов и реальность

Защититься от взрывов: громадье планов и реальность

8 января 2019, 08:49
Взрывы бытового газа с гибелью людей происходят в различных регионах России ежемесячно. Недавнее разрушение от взрыва газа двух секций жилого дома в Магнитогорске стало в прошедшем году 29-м, в результате которого погибло 39 человек. Чиновники между тем придумывают способы защиты от взрывов отвлеченные от реальности.
Сюжет
Газ

Моисей Гельман, экономист, публицист

Электробытовые и газовые приборы и устройства являются опасными объектами, требующими постоянного надзора. За их безопасную эксплуатацию должны отвечать владельцы, а техническое состояние обязаны периодически проверять специализированные организации. В советские времена так и было. Но в 1992 году внутридомовое газовое оборудование было передано от газораспределительных организаций в муниципальную собственность. При этом оказалось, что ремонтом и заменой изношенного оборудования заниматься стало некому.

Затем чиновники принимали решения еще более глупей и опасней. В 1997 году появился закон, которым исключили жилые дома с газовым оборудованием из списка опасных объектов, до того находившихся под контролем Ростехнадзора. Ответственность за состояние и безопасность внутридомового газового хозяйства была возложена на граждан. Затраты на обслуживание домового газового оборудования с 2006 года включили в розничную цену газа, а его техобслуживание и ремонт стали выполнять только по заявкам жильцов за отдельную плату. Это было грубейшим нарушением правил безопасности, согласно которым опасные технические объекты необходимо периодически осматривать для своевременного выявления дефектов. В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, согласно которому управляющие компании получили право самостоятельно решать вопросы обслуживания газового оборудования в домах. Ничего хорошего из этого не получилось, к тому же отсутствовали единые требования к подрядным организациям, которые занимаются обслуживанием внутридомового газового оборудования.

Но затем согласно приказу Минрегионразвития № 239 и постановлению Правительства РФ № 410 от 14 мая 2013 года граждан обязали заключать договора на техобслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированными организациями. Таким образом власти бездумно переложили ответственность за техническое состояние квартирных газовых устройств с газовиков на некомпетентных и зачастую безответственных собственников жилых помещений. Хотя совершенно очевидно, что контролировать и обслуживать газовые плиты в квартирах должны службы компании «Газпром межрегионгаз», которая доводит газовые трубы до плит. В 2016 году ввиду участившихся взрывов газа в домах президент Владимир Путин поручил правительству закрыть «этот люк в законодательстве». «Люк» закрыли. Как водится, на словах. Проблемы же, как и с мусорными свалками, остались.

Предупреждение пожаров и взрывов в домах от утечек бытового газа с 1997 г. не входит в функции Ростехнадзора. Тем не менее, глава этого ведомства Алексей Алешин, надо полагать, как добросовестный чиновник и истинный гражданин, решил проявить инициативу по ликвидации этих опасных утечек и взрывов. Согласно сообщениям информагентств, опубликованным 30 декабря 2016 года, он написал письмо депутату Госдумы Валерию Рашкину, в котором, в частности, говорилось: «Для исключения взрывов и пожаров, которые приводят к человеческим жертвам и разрушениям жилых зданий, предлагается принятие принципиального решения о запрете использования газа в многоквартирных жилых домах, как во вновь строящихся, так и в эксплуатируемых (для приготовления пищи и горячего водоснабжения). ... Важно отметить, что потребление газа в Российской Федерации на приготовление пищи в многоквартирных жилых домах составляет около 1% от общего количества потребления газа. ... В качестве альтернативы газу следует рассматривать укомплектование многоквартирных жилых домов электробытовыми приборами» —заключил письмо чиновник, подразумевая под альтернативой, надо полагать, электрические плиты. К ним не следует относить более дорогие высокочастотные индукционные плиты, имеющие ряд принципиальных недостатков, в том числе излучающие электромагнитные помехи и влияющие своим излучением на человека, что делает их неудобными для приготовления пищи.

Насколько грамотно декларативное предложение главы Ростехнадзора, которое технически и экономически никак не обосновывалось, а его реализация обернулась бы новыми поборами с населения страны? Надо заметить, что после недавней трагедии в Магнитогорске наблюдается вал предложений заменить повсеместно газовые плиты на электрические.

Если оценивать ситуацию, сложившуюся ко времени упомянутого обращения главы Ростехнадзора, то, согласно имевшимся тогда данным Росстата, на начало 2015 года в России было газифицировано 67% площадей жилищного фонда, а электроплитами оснащено 22%. Общая площадь жилфонда равнялась 3,473 млрд. квадратных метра, общее число квартир в стране составляло 64 314 814, средняя площадь квартиры - 54 кв. метра. Таким образом, число квартир, в которых установлены газовые плиты, превышало 43,09 миллиона, а электроплит было около 14,15 миллиона. По информации ТАСС, в 2016 году произошло 12 взрывов бытового газа, что составило 0,000027% от числа газифицированных квартир, и погибло при этом 33 человека. Уже одна эта статистика говорит о мизерной случайности подобных событий, происшедших в основном по вине проживавших в квартирах. Но может быть предложение главы Ростехнадзора было оправдано технически и экономически?

Электрические плиты с четырьмя конфорками и духовкой потребляют мощность от 7 до 10 кВт. Если ими заменить в стране все газовые плиты, то потребление мощности новыми электроплитами может превысить 430 млн. кВт. Но это тот максимум, которого можно ожидать при их одновременном включении. На самом же деле, с учетом разницы во времени часовых поясов количество одновременно включенных электрических плит будет несколько меньшим, так как их будут включать с распределением по времени суток. Следовательно, в каждый отрезок времени потребляемая ими мощность также будет меньше максимальной.

На начало 2016 г. установленная мощность всех электростанций в стране составила 235 млн. кВт. Правда, часть мощностей из-за спада промышленного производства законсервирована, но, надо полагать, указание президента страны о развитии экономики правительство вскоре выполнит и тогда эти мощности востребуются вновь. Поэтому для замены газовых плит электрическими потребуется дополнительно к существующим построить новые электростанции. С учетом разницы во времени часовых поясов, а также возможности передачи электроэнергии из «спящих» регионов в уже «проснувшиеся» и обратно по мере смены в них дня и ночи, включение плит, как отмечалось, будет распределено во времени и потребуется несколько меньшая мощность новых электростанций. Надо заметить, что большая часть газифицированных квартир находится в европейской части России, расположенной в двух часовых поясах. Поэтому оценка требуемой дополнительной мощности источников электроэнергии может быть дана только на основе анализа потребностей в ней каждого из регионов.

Дело в том, что до реформы Единой энергетической системы страны - ЕЭС по-Чубайсу одни и те же электростанции последовательно во времени обслуживали соседние регионы. Перетоки электроэнергии оптимизировали по критериям, обеспечивавшим минимизацию ее стоимости для потребителей. Сейчас перетоки во многих местах нарушены, и оптимизируются они теперь с целью получения максимальной прибыли поставщиками электроэнергии за счет поборов с потребителей. Да и на расстояние свыше 600 км в ЕЭС можно передавать примерно не более 5-7% имеющихся мощностей электростанций. Если принять предложение главы Ростехнадзора, то общая дополнительная мощность одновременно работающих электрических плит составила бы, конечно же, не 430 млн. кВт. Но все равно из-за нарушений прежних принципов работы Единой энергосистемы дополнительная мощность должна была бы быть значительно больше ныне существующей, так как в тех или иных регионах потребовались бы индивидуальные источники дополнительной электроэнергии.

Замечу, удельная стоимость «строительства» одного киловатта электрической мощности тепловой станции составляет примерно 1500 долларов. Поэтому обеспечение новых электроплит электроэнергией потребует громадных капитальных затрат. При этом потребуется увеличить пропускную способность действующих линий электропередач и расширить распределительные сети и подстанции, к которым подключены дома. Понадобится также заменить внутридомовые электропровода на более «мощные». Все это также будет стоить немалых денег. Да и сами электроплиты недешевые.

Действующие в стране электростанции строились на протяжении почти 100 лет. А сколько времени потребуется для строительства новых, с не меньшей суммарной мощностью, учитывая, что часть старых мощностей подлежит замене? И где взять и как оплатить столько турбин и генераторов, если затягивается даже строительство двух тепловых электростанций в Крыму из-за задержки с поставками оборудования? Ведь отечественное энергомашиностроение развалили. Как отмечалось, придется также перестраивать всю Единую энергетическую систему, включая строительство множества новых линий электропередачи, а также распределительных и понижающих подстанций на различные напряжения и мощности. Для них тоже потребуется масса дорогостоящего электротехнического оборудования.

Уже только одни эти обстоятельства, над которыми почему-то не задумались ни глава Ростехнадзора, ни его подчиненные из подразделения энергобезопасности ведомства, ни новые глашатаи очередной реформы, не позволяли оглашать столь абсурдное предложение. Наверняка не задумались они и о том, где взять свыше 43 млн. новых электрических плит, если наша промышленность изготавливает их лишь порядка нескольких сотен тысяч в год. Очевидно, оплатить приобретение и установку новых плит, каждая из которых стоит от 7000 до 25000 рублей, должны будут владельцы квартир, что даст немалую налоговую прибавку к доходам бюджета. Установка электроплит позволит при этом нажиться поставщикам электроэнергии, которые уже давно заломили цены за присоединение потребителей к электросетям и они заставят население платить за увеличение мощности подстанций. Само собой разумеется, что строительство новых электростанций повлечет за собой очередное повышение тарифов на электроэнергию.

Не ведает также глава Ростехнадзора и сторонники его идеи, что, судя по току срабатывания установленных в газифицированных квартирах автоматических выключателей, допустимая мощность используемых в квартире электроприборов не должна превышать 5-6 кВт. На такую же с определенным запасом нагрузку рассчитаны подведенные к квартирам электрические провода. Неспроста при установке стиральной машины мощностью 2-3 кВт для нее, в большинстве случаев, от щитка с электросчетчиком подводят отдельную пару проводов соответствующего сечения и монтируют отдельный, относительно мощный, автоматический выключатель. Иначе говоря, в большинстве газифицированных жилых домов проложенные в них электрические кабели и провода в квартирах по размерам своего сечения не предназначены для дополнительной нагрузки – электроплит мощностью до 10 кВт. Замена прежних и прокладка внутри домов тысяч километров новых проводов и кабелей большего диаметра также обойдутся в копеечку.

Мотивируя свое предложение, глава Ростехнадзора почему-то утверждал, что потребление газа для приготовления пищи составляет лишь около 1% от общего его потребления в стране. На самом же деле, согласно данным «Газпрома», в 2014 г. населению поставили «для приготовления пищи» не 1%, а 23%, коммунальному комплексу для выработки тепла – 15%, и электростанциям для выработки электроэнергии – 24% от общего объема потребленного в стране газа. При этом часть газа, используемого для производства электроэнергии, которая потребляется электроплитами, тоже, но опосредованно, используется «для приготовления пищи».

Как отмечалось, для питания новых электроплит потребуется построить новые электростанции суммарной мощностью, превышающей установленную мощность существующих станций. На большой группе тепловых электростанций, мощность которых составляет около 60% всей установленной мощности станций в системе электроснабжения страны, электроэнергия вырабатывается путем использования продуктов сгорания газа для вращения газовых турбин или сжигания его в паровых котлах для выработки пара, используемого в паровых турбинах. Так как количество новых электрических плит втрое превысит число ныне эксплуатируемых, то и газа для новых электростанций потребуется примерно во столько же раз больше. В этот объем войдет и тот газ, который сегодня потребляет население. Нужно учесть, что так называемая «зеленая» энергетика – «ветряки» и «солнечные» батареи вряд ли обеспечат выработку больше 2-3% всей потребляемой электроэнергии, что не позволит полностью заместить газ. Поэтому предложение главы Ростехнадзора наверняка встретит сопротивление не только «Газпрома», но и правительства. Ведь в случае его реализации серьезно нарушатся экспортные поставки «голубого» топлива, вследствие чего снизятся валютные доходы и налоги от экспорта газа.

Но может быть сжигать газ на тепловых электростанциях для производства электроэнергии и использовать ее в электроплитах намного выгодней, чем жечь газ непосредственно в квартирах в газовых плитах? По данным производителей, КПД обычной электроплиты составляет 30%, электроплиты с поверхностью из стеклокерамики — 50%, а газовой плиты — 60%. КПД паротурбинной электростанции с паровым котлом и паровой турбиной составляет 30-40%. Более эффективны парогазовые электростанции, содержащие газотурбинную и паросиловую установки. В них продукты сгорания газа, пройдя через газовую турбину, используются затем в паросиловой установке. Такая комбинированная выработка электроэнергии позволяет увеличить КПД парогазовой электростанции до 50-60%. Можно сказать, что в среднем КПД тепловых станций, использующих в качестве топлива газ, составляет 35%. Таким образом, при сжигании газа для производства электроэнергии КПД системы «электростанция – электрическая плита» не превышает, в лучшем случае, округленно 20%. Если же сжигать газ в газовой плите, то КПД составит 60%. Поэтому, учитывая нынешние тарифы на газ и электроэнергию, получение одного и того же количества тепловой энергии обходится владельцам электрических плит дороже, чем газовых, оценочно, на 20-40%.

Предположим еще, что руководитель Ростехнадзора руководствовался сугубо ведомственными интересами – контролем экологической безопасности. Однако приведенные значения КПД опровергают и это предположение. Новые тепловые электростанции, на которых в качестве топлива использовался бы газ, выбрасывали бы тогда в окружающую среду гораздо больше так называемых парниковых газов, чем газовые плиты.

Итак, предложение о замене газовых плит электрическими представляется надуманным и потому абсурдным ввиду его бессмысленности – экономической и технической, а также мизерности числа случаев взрывов газа в квартирах. Оно по сути своей направлено на дальнейшее увеличение поборов с потребителей электроэнергии в интересах ее поставщиков путем принудительного навязывания «газифицированному» населению электрических плит и присоединения их к электросетям. Можно сказать, что предлагается эдакое своеобразное продолжение «реформы» электроснабжения страны по-Чубайсу (см. Как вымогают деньги у потребителей электроэнергии. Оценочно годовые поборы превысили 1,5 трлн. рублей – половину ее продажной стоимостиПромышленные ведомости» № 8, сентябрь 2013 г.).

Вместе с тем, после простейшего анализа этого предложения у меня сложилось впечатление, что руководитель Ростехнадзора, безотносительно к утечкам и взрывам бытового газа, видимо вообще плохо представляет себе, чем должно заниматься его надзорное ведомство.

Под надзором понимают непрерывные или периодические наблюдения и проверки объекта с целью обеспечения его субъектами неукоснительного исполнения законов и иных нормативно-правовых документов, в нашем случае, регламентирующих экологическую и промышленную безопасность соответствующих объектов. А наблюдение, проверка и учет результатов проверки называется контролем, сущность которого состоит в том, что надзирающий орган, в нашем случае Ростехнадзор, должен контролировать как на объекте выполняются нормативно-технические требования органов законодательной и исполнительной власти. Контроль, в том числе при помощи технических средств, – одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Например, дорожное движение контролируется не только полицейскими, но и многочисленными на дорогах камерами видеонаблюдения.

Для защиты квартир от катастрофических утечек газа и их последствий существуют давно апробированные технические средства контроля – газоанализаторы и датчики температуры, широко используемые в общественных, жилых и административных зданиях. Газоанализатор, настроенный на минимально допустимое наличие в воздухе угарного газа, срабатывает уже при ничтожных следах сигаретного дыма. В него же можно встроить датчик, реагирующий на предельно допустимую концентрацию в квартире природного (бытового) газа. А датчик температуры реагирует на ее повышение задолго до возможного возгорания квартиры.

Вырабатываемые этими устройствами электрические сигналы тревоги позволяют оценить сложившуюся обстановку и принять меры, предупреждающие катастрофу. Их в виде конструктивно целостного прибора можно устанавливать в кухнях квартир. Тревожные сигналы датчиков будут передаваться в диспетчерский пункт на территории микрорайона, где расположен дом. Сигнализатор природного газа среагирует на повышенную концентрацию этого вещества, включит в квартире звуковое и световое оповещение и передаст сигнал на электромагнитный клапан, встроенный в газовую трубу в квартире, который перекроет приток в нее газа. Получив тревожные сообщения, диспетчер вышлет аварийную бригаду. Для передачи сигналов можно использовать радиомодули вай-фай, интернет или мобильную связь. Технически все эти вопросы давно решены, и соответствующие устройства выпускаются серийно. Стоят они примерно от 2000 до 3000 рублей. Это небольшая сумма - цена человеческих жизней.

Финансирование приобретения и установки сравнительно недорогих упомянутых средств контроля и запорного клапана возможно за счет владельцев квартир, выдачей им беспроцентного кредита заинтересованным в безопасности газоснабжения поставщиком газа, а также частично за счет компании, страхующей данную квартиру от несчастных случаев. Защищенное от взрыва и пожара жилье создаст значительно меньше риска для страховщика. Так что ему тоже будет выгодно из возникшей при этом дополнительной прибыли оплатить защиту квартир от утечек газа.

"