Posted 7 декабря 2021, 13:45
Published 7 декабря 2021, 13:45
Modified 7 марта, 13:09
Updated 7 марта, 13:09
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Несмотря на пандемию и падение мирового ВВП в 2020 году, продажи оружия в мире продолжали расти. Военно-промышленный комплекс никаких потрясений от локдаунов и снижения спроса не испытывал – государства как заказывали, так и продолжали заказывать оружие и услуги военного назначения.
«Во многих странах мира военные расходы выросли, и правительства некоторых стран даже ускорили выплаты предприятиям военной промышленности, чтобы смягчить влияние кризиса, вызванного Covid-19», - говорит Александра Маркштайнер, аналитик программы военных расходов и производства оружия SIPRI.
Пик продаж российских оружейных компаний пришёлся на 2017 год. С тех пор их объемы только снижаются. По сравнению с 2019 годом, вооружений было продано на 1,8 миллиардов меньше. Падение составило 6,5%. Особенно сильно пострадал концерн «Алмаз-Антей», выпускающие, помимо радиолокационного оборудования, знаменитые установки С-300, С-400 , С-500, Буки и другие системы ПВО различного радиуса действия и базирования. Однако, говорит Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, несмотря на все сложности, первое место «Алмаз-Антей» в списке российских компаний и в двадцатке мировых лидеров отрасли сохранил.
В 2020 году российские производители оружия столкнулись сразу с несколькими сложностями, и только одна из них была «запрограммирована», когда на 2020 год пришлась нижняя точка финансирования Госзаказа, поясняет Руслан Пухов. «Черным лебедем» для отрасли стала пандемия и локдаун. И хотя срыва Госзаказа избежать удалось, свой след события 2020 года на результатах компаний оставили. Резкое падение курса доллара в 2020 году доставило российскому ВПК куда больше неприятностей.
Другие источники «Новых Известий» указывают на то, что программа вооружений 2011-2020 годов выполнена, и снижение закупок, о котором оборонно-промышленный комплекс предупреждал президент Путин, наступило.10 лет российские вооруженные силы интенсивно перевооружались. Теперь все пойдет более планово, по мере надобности.
Однако не все аналитики рынка согласны с оценками SIPRI. Если смотреть в долларовом эквиваленте, говорит военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, то есть некоторое падение, однако Стокгольмский институт не обладает всей полнотой информации:
- Поставки С-400 в Китай и Индию идут совершенно по другим схемам, которые обходят доллар, потому что это связано с тем, что США пытаются наложить на такого рода сделки ограничения, которые, прежде всего, касаются финансовых институтов, а именно, банков. Россия подписала контракты на поставку этих комплексов, они поставляются, Россия получает эквивалент, который абсолютно не связан с долларом.
Действительно, SIPRI ряд контрактов может не учитывать, потому что никто их в бухгалтерию российского Минобороны не пустит, но в Стокгольме работают добросовестные ученые, которые сознательной манипуляцией не занимаются и делают свою работу хорошо и давно, замечает Руслан Пухов:
- Правы обе стороны. Налицо выход российского экспорта вооружений на некоторое плато в 15 миллиардов в год. Рост сдерживается, в том числе, американскими санкциями. К тому же, целый ряд расчетов с такой страной, как Алжир, идут, минуя доллары, и даже минуя евро, де-факто экспорт может быть выше, чем он показывается.
Американские санкции продолжают оказывать влияние на объем продаж российского ВПК. Особенно сильно они сказались сразу после их введения. Руслан Пухов говорит:
- Когда поначалу американцы сделали сложное лицо, многие испугались. Целый ряд стран аннулировал контракты. Классическая история, как Кувейт отказался покупать наши танки из-за риска попасть под санкции. Филиппины сделали ряд заявлений, что они не могут покупать российское вооружение, потому что боятся американских санкций. Индонезия подвесила контракт на СУ-35. Однако со временем стало понятно, что не так страшен чёрт, как его малюют.
Первой стала Турция, закупившая С-400, несмотря на санкции. За ней последовала Индия. Российским оружейникам удалось проработать необходимые механизмы и договориться с покупателями о том, как будут проводиться расчеты. Часть из них идет в национальных валютах, часть – по бартеру. После этого продукция поставляется, и расчеты идут. Многие страны уже поняли, что американский запрет не такой страшный, констатируют эксперты рынка. Эффект санкций России частично преодолеть удалось, хотя как фактор сдерживания они остались.
Российские вооружения по целому ряду показателей уникальные. Даже если на рынке есть аналогичные системы, например, переносные ЗРК, то американцы их много не продают. Если какая страна планирует покупать большую систему ПВО, то у нее есть только два выбора: либо американский Пэтриот, или российский С-400. У России есть своя ниша на мировом рынке вооружений, потому что целому ряду стран, которые не входят в число их союзников, США эти системы не продадут. К тому же американцы неохотно передают технологии. Российские продавцы оружия в этом отношении более открыты. И самое главное – наше оружие дешевле американского или европейского. Эксперты прогнозируют, что в будущем российские компании будут продавать больше вооружений.
- Российские вооружения доказали, что они являются лучшими по критерию эффективность – стоимость, поэтому я прогнозирую рост экспорта вооружений уже начиная со следующего года, - уверен Руслан Пухов.
Сколько ВПК России производит на экспорт и сколько для нужд собственных Вооруженных Сил, сказать сложно. Все данные засекречены, чтобы иностранные разведки не смогли сорвать работы. Однако если в 1990-х годах и в начале нулевых военные предприятия работали , в основном, на зарубежные контракты, потому что Гособоронзаказ был маленький, сейчас главным заказчиком опять стало государство. И хотя у целого ряда предприятий доля экспорта может доходить до 40%, говорят эксперты, в основном большинство их них работает на свою армию и флот.
Теперь, когда перевооружение в значительной степени завершилось, государство поставило задачу развивать гражданскую продукцию или продукцию двойного назначения и наращивать экспорт. Несмотря на уникальность некоторых видов российской продукции, американская промышленность сохраняет превосходство. Как сказал источник «Новых Известий», отстаем мы в электронике, и отсталость в два прыжка через пропасть преодолеть нельзя.
Американские компании, как, впрочем, и каждый год доминируют в мировой табели о рангах ВПК. Первые пять мест списка с 2018 года заняты американцами. Совокупно производители вооружений США продают 54% всего объема продаж топ-100 по версии SIPRI. Всего в 2020 году только этими компаниями было продано вооружений на 285 миллиардов долларов. Это половина всех доходов бюджета Канады, входящей в десятку крупнейших экономик мира за тот же год. Американские военные концерны укрупняются. Как говорят исследователи в Стокгольме, особенно ярко этот тренд проявился в области военного космоса. Northrop Grumman, выпускающая стратегические бомбардировщики В-2 Spirit и военные дроны, или концерн KBR за последние годы скупили фирмы, специализирующиеся на космических технологиях.
Америка лидирует на рынке вооружений в силу разных обстоятельств. Во-первых, у американской промышленности есть несколько ключевых характеристик, которые обеспечивают ей превосходство в военном секторе. Во-первых, как говорят эксперты, американское оружие очень хорошее. Обладая самым большим в мире ВПК, американцы инвестируют в него больше всех. Если и другая причина, откуда взялись эти больше, чем четверть триллиона долларов, говорит Руслан Пухов:
- При президенте Трампе американцы отринули все самоограничения, которые они на себе накладывали при продаже вооружений странам, нарушающим права человека или преследующим геев, где это может негативно сказаться на ситуации, может начаться война. При Трампе эта вся идеологическая шелуха была откинута, и американцы бросились продавать активно, так, как раньше этого не делали. Байден эту линию продолжил.
Кроме того, за плечами у американского ВПК стоит самый большой рынок мира. Власти США активно помогают своим компаниям. Вы купите наше оружие, а мы поможем вам зайти на наш рынок - так действует маркетинг в военном секторе по-американски. Нельзя забывать, что после 2014 года у США, помимо обязательств европейских стран по НАТО, появился дополнительный аргумент для продаж американских вооружений Европой. Есть в мире страны, которые, как сказал эксперт Алексей Леонков, покупают у американцев «под козырек»:
- Саудовская Аравия недавно заключила контракт на поставку комплекса ПВО Пэтриот. Зачем это Саудовской Аравии, кто ей угрожает баллистическими ракетами – не понятно, хотя перед этим была проведена очень мощная кампания о том, что Иран грозит Саудовской Аравии применением своего ракетного арсенала. Кампания прошла, шумиха улеглась, но контракт заключен. Таким образом американцы многим странам навязали такого рода поставки.
Второе место по объемам продаж занимают китайские фирмы. В Топ-100 входят сейчас 5 компаний, производящих вооружения. Общий объем продаж составил 66,8 миллиардов долларов, или 13%. Китайцы вытеснили британские компании и заняли 2-е место в списке после американцев. Как и Россия, Китай провел военную модернизацию. Теперь китайский ВПК сосредоточился на слиянии с гражданскими компаниями. «Китайские компании стали одними из самых передовых производителей военных технологий в мире», - отметил д-р Нан Тянь, старший научный сотрудник SIPRI. Так, компания NORINCO стала одним из разработчиков военно-гражданской навигационной системы BeiDou.
Количество вооруженных конфликтов в мире не уменьшается. В том же 2020 году Стокгольмский институт насчитал 39, 20 из них – в Африке южнее Магиба, 7 – на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Азии и Океании – 7, в Европе – 3, в Америке – 2. Мир сотрясают гражданские войны, религиозные столкновения, вооруженные конфликты с повстанцами, конфликты между государствами. Волатильность и конфликтогенность в мире растет, оттого и будут расти продажи оружия. Между Индией и Пакистаном продолжается военный конфликт, и российские продавцы оружия столкнулись с парадоксальной ситуацией – продавать туда стали больше, а российская доля на индийском рынке стала падать. Дело в том, что индийский рынок вооружений растет быстрее, чем российские поставки.
Ученые SIPRI отметили еще одну особенность 2020 года. Если все продажи Топ-100 выросли на 1,3%, то общий объем продаж вооружений, произведенный компаниями, расположенными за пределами США, Китая, России и Европы, увеличился на 3,4%. Их доля на рынке Топ-100 поднялась до 8,1%, в то время как доля крупнейших российских компаний составила только 5%.
Три израильские компании продали вооружений на 10,4 миллиарда долларов и заняли 2% объема продаж списка. Совсем на немного отстали от них 5 японских фирм. В рейтинг вошли 4 южнокорейские оборонные фирмы, увеличившие свою долю на 4,6%, по сравнению с прошлым годом. Растут объемы продаж оружия трех индийским производителей. Они будут расти и дальше, потому что индийское правительство объявило о сокращении импорта военной техники.
Мир продолжает вооружаться.