Posted 7 сентября 2022,, 08:57

Published 7 сентября 2022,, 08:57

Modified 7 марта, 12:03

Updated 7 марта, 12:03

Долой пятую и шестую колонны! Как Россия отменяет собственную культуру

Долой пятую и шестую колонны! Как Россия отменяет собственную культуру

7 сентября 2022, 08:57
Фото: Соцсети
Разговоры о том, что на Западе якобы запрещают русскую культуру меркнут по сравнению с тем, что происходит с русской культурой в самой России. Именно здесь-то ее и запрещают. Не всю, конечно, но самую талантливую и свободную.

Иван Зубов

Меньше недели назад московским театрам поступило распоряжение отменить показы всех спектаклей одного из самых популярных российских театральных режиссеров Дмитрия Крымова.

Писатель Наташа Киселева прокомментировала это событие так:

«Уже отменены постановки в Театре имени Пушкина, Мастерской Петра Фоменко, Школе современной пьесы и Школе драматического искусства. Официально все это происходит по техническим причинам. Ага, сразу во всех театрах что-то сломалось. Думаю, совесть. Отменят ли «Сережу» в МХТ? Скорее всего да. Но отменяет русскую культуру ужасный вероломный Запад.

Крымов – один из самых любимых моих театральных режиссёров. Вместе с Андреем Могучим, Кириллом Серебренниковым и Юрием Бутусовым.

Бедной Москве теперь придётся ходить на бездарные потуги Богомолова. Мои соболезнования.»

Киселевой вторит писатель Леонид Соколов:

«Очень правильное и своевременное решение. Одобряю и приветствую. Сейчас в Москве эти спектакли идти не могут и не должны. Они не совместимы с тем, что происходит в России. Они, ну никак не могут быть частью нашего культурного ландшафта. Спектакли о борьбе донбасских и луганских шахтеров – могут, а крымовское театральное человеколюбие без прямолинейности и примитива – нет.

Крымов, как и вся русская культура, про человека – как высшей ценности – в его противостоянии со звериным, про правду чувств, про необходимость, несмотря на все обстоятельства, отстаивать гуманизм и милость хоть к падшим, хоть не к падшим. Ну какой тут Крымов? (…)

Оставлять хорошие спектакли в нынешнем отравленном воздухе – не нужно. Если вы думаете, что продолжать играть сейчас Крымова можно без ущерба для этих постановок, вы ошибаетесь. В них уже поселились червяки, по ним уже ползают блохи и вши, они уже с дустом в своем теле, со страшными язвами и незаживающими ранами - потому что вся почва посыпана отравой, в воздухе роятся падальные мухи, а свет померк. Прекрасно, что их убрали – зато память о них будет светлой. А сами они превратятся в легенды, в высшие достижения российского театра последних лет. Зачем вам поеденные молью шкурки?»

Неутомимая российская цензура взялась и за музыкантов, хотя, казалось бы, как можно различить в классической музыке крамолу? Можно! Вот что написала несколько дней назад знаменитая русская пианистка Полина Осетинская:

«Я только что приехала в Петербург. Мне только что позвонили и сообщили, что я завтра не играю в Большом Зале Филармонии Тройной концерт Бетховена.

Думаю, всем всё ясно. В остальных инстанциях, кроме нескольких, меня запретили ещё раньше. Просто я об этом не писала. Не вижу никакого смысла делиться насущным. Внутри такое ощущение, что вот уже больше полугода как у меня отрезан язык. Ок, я не готова взять обет молчания, но и лихорадочного стрекотания акына посреди ярмарки тщеславия сейчас вы вряд ли от меня дождётесь. Я не знаю, зачем, и кому это нужно. Всё, что я умею, это говорить звуками. Этим и продолжу заниматься, чем богаты, как говорится. Спасибо за внимание…»

Среди откликов на это известие поклонников таланта Осетинской преобладали такие: «Знаешь, это скорее медаль тебе, чем пощечина.Тебя присоединили к хорошей команде: Шостакович, Меток Вайнберг, Шнитке и так далее…»

Не осталась незамеченной бдительными цензорами и выдающаяся русская писательница Людмила Петрушевская, которая написала в своем блоге:

«Пока, МКВЯ! Первый раз меня не пригласили участвовать в Московской книжной ярмарке, хотя в этом году вышла моя книжка «Черное пальто». Че, куда мне, 84 года.»

Как и в случае с Осетинской, поддержка Людмилы Стефановны ее поклонниками была самой горячей:

« - Людмила Стефановна, Вам нет равных среди современников. Вы в ряду классиков русской литературы. При чем тут ярмарка.

-А Вам оно надо? Людмила Стефановна Петрушевская - мировая величина. И какая-то междусобойная мышиная тусовка. Зачем мараться? Сами вымрут

- Вы фигура такого масштаба в русской культуре что неприглашение на ярмарку это факт биографии ярмарки…»

На это фоне особенно примечательно то, что новый, 102-й сезон Театра Вахтангова открыл глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Как сообщает «Российская газета», он рассказал актёрам, что главное – это верность «учителю, вождю и командиру» и напомнил, что сейчас они «нужны родине», а не «пятой или шестой колонне».

Просто поразительное понимание того, что такое культура, вообще, и театр, в частности продемонстрировал главный следователь страны. А потому сомнений в полной зачистке всего лучшего в российской культуре не остается никаких. Это мы уже проходили 70 советских лет подряд.

В этой связи журналист Дмитрий Гражевич фиксирует, что русская культура, как и во времена СССР уходит «на кухни»:

«Не только московским галереям поступило устное распоряжение о невозможности участия в выставочных проектах художников, у которых «рыльце в пушку», которые криво шли по линии партии и не так, как ей надо, высказывались в соцсетях. Теперь музобоз Демидов под прикрытием вечного пионера Кибовского пошли «танками» на московские театры и отменили в них все спектакли Дмитрия Крымова. Дешевки. Прости, господи, тутки.

Но и художники заняли странную позицию /то хотят об этом говорить, то обижаются на журналистов, которые об этом пишут/ и театралы тоже почти все «молчат в тряпочку», «набравши в рот воды», и только на кухоньках готовы тихо рассуждать об ужасе, в котором мы живем. И тех и других можно понять. Но я опять не понимаю. Вы сами рисуете время в коричневый цвет и потом сравниваете его со сталинским. Попробуйте иначе. Может получится? Может вам ничего не будет за то, что вы будете? Устраивать выставки не в официальных галереях, а на тех же кухнях вместе с театралами, которые там же будут ставить спектакли? Кухни теперь есть большие, есть даже большие частные дома, готовые к домашнему протесту. Я вот представляю некоторые спектакли Крымова именно на кухне. Для десятерых зрителей. И выставки-квартирники тоже представляю. И они уже проходят. Зато вам будет что вспомнить и рассказать детям и внукам. А так - что вы им расскажете? Как обычно? Понимаешь, сынок, время было такое, трудное.

Всех не посадят, вернее, вообще никого из вас не посадят, им есть кого сажать, не переживайте. Но рот искусству никакой коричневый мутант не закроет, а сердце художника, актера и режиссера не должно быть замотано в цепь. Оно не выдержит цепи. Разорвется вместе с цепью. Лучше жить на скромной свободе, чем обольщаться и подстраивать свое сердце под тон «богатого» времени. Или российская интеллигенция только в сказках бывает? Говорю сам с собой и понимаю, что теперь точно всё понимаю, но опять ничего не понимаю…»

"