Posted 7 июля 2021, 08:45
Published 7 июля 2021, 08:45
Modified 7 марта, 13:52
Updated 7 марта, 13:52
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал доклад «Специфика восприятия жителями России отечественных и импортных продуктов питания на фоне экономических санкций».
К примеру:
- в 2014 году 84% респондентов были «ЗА» эмбарго на ввоз импортных продуктов, «ПРОТИВ» было 9%.
- в 2021 году «ЗА» продуктовое эмбарго уже только 57%, а «ПРОТИВ» - 36%.
Т.е. доля недовольных продуктовыми контрсанкциями выросла в 4 раза. Больше всего в больших городах - там 50% опрошенных не одобряет контрсанкции, и среди молодежи - 45%. Но большинство - все равно "за" контрсанкции.
Эти цифры комментирует в своем канале экономист Дмитрий Прокофьев:
«В конце 2020 года Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало исследование «Импортозамещение или перемещение», где было написано так «несмотря на активно проводимую уже 6 лет политику импортозамещения, а также на рост темпов внутреннего производства различных категорий продуктов питания, полного импортозамещения в России не произошло… Объем ввоза санкционной продукции за период 2013–2019 гг. сократился на четверть в реальном и на 40% в стоимостном выражении. При этом объем российского производства данных категорий продуктов вырос на 12,3%.
Многие крупнейшие действующие поставщики в РФ существенным образом нарастили объем импорта из ЕС, что, скорее всего, не обусловлено столь же значительным ростом внутреннего потребления, а, как можно предположить, увеличением объемов реэкспорта в Россию. Белоруссия заменила ЕС в качестве основного поставщика в РФ (с долей в 25%) от совокупного российского импорта санкционной продукции».
По мнению экономиста, в истории с запретом импорта еды, задачи были такие:
1.Сократить спрос людей на валютную выручку. Работало это так: чем больше люди тратят денег на дорогие отечественные продукты, тем меньше у них остается денег на импортные товары.
2.Обогатить владельцев крупнейших агрохолдингов. За счет роста цен — раз, и ограничения конкуренции — два. По расчетам РАНХиГС, на «импортозамещении» люди ежегодно теряют 445 млрд руб. в ценах 2013 года.
Сумма потерь на 84% была перераспределена в пользу российских производителей и на 3% — импортеров, а 13% стали чистыми потерями.
3.Переформатировать рынок поставок продовольствия в РФ. Как говорится в исследовании НРА, «Норвегию, поставлявшую в РФ до эмбарго до 40% импортной рыбы, заменили Чили и Фарерские острова, откуда сегодня поступает соответственно 20% и 16%. При этом поставки норвежской рыбы в Чили одновременно выросли втрое».
4.Дать заработать «своим» — кто делает деньги на реэкспорте.
И все эти цели были успешно достигнуты.
А как же «рост российского сельхозпроизводства»? Рост есть, но… В ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2018 года выяснилось, что в денежном выражении объем реально произведенной сельхозпродукции в РФ оказался меньше декларируемого на 542 миллиарда рублей. Если изначально Росстат оценивал рост сельхозпроизводства в 2010–17 гг. в 1,773 триллиона рублей (с 3,881 до 5,564 трлн в год), то после корректировки оказалось, что показатель меньше почти на треть (30,5%) — 1,231 трлн рублей.
И если у вас избыток продуктов, то цены на них должны снижаться, а не расти.
А как же объяснение, что рост внутренних цен на продукты — производная от мирового роста цен?
Верно, есть только одно «но»: если производители продовольствия уверены, что на внутренних рынках у нет конкурентов, а потребитель беднеет, то продажа еды туда, где за него могут заплатить больше, вполне логичное и предсказуемое решение. 70% вывезенного на экспорт зерна пришлось на 10 крупнейших агрохолдингов России. Вместо того, чтобы «завалить российский рынок дешевыми продуктами», аграрии «почему-то» повезли еду вон из страны.
Прямо хоть в учебник вставляй
А потом удивляемся - «что же пошло не так»?