Posted 7 июня 2022, 12:16
Published 7 июня 2022, 12:16
Modified 7 марта, 12:31
Updated 7 марта, 12:31
Несмотря на эмбарго, год для российских нефтяников выдался хорошим, пишут аналитики канала «Рынки. Деньги. Власть». Во-первых, в отличие от трубопроводной нефти, поставками ее танкерами (а они занимают две трети российского импорта) управлять легче. Евросоюз, отказавшись от танкерной нефти из России, станет закупать ее на Ближнем Востоке, страны которого являются главными поставщиками углеводородов в Азию. Тогда, по прогнозам аналитиков, скорее всего ситуация изменится таким образом: Ближний Восток вытеснит Россию в Европе, а Россия, в свою очередь, заместит Ближний Восток в Азии.
К тому же, как пишут «Ведомости», среднесуточная добыча нефти в мае выросла на 0.2-0.3 млн барр./сут. к уровню апрелю и составила ~10.2 млн барр./сутки. Не уменьшился по сравнению с прошлым годом и объем экспорта, причем даже через западные порты.
Это происходит, в том числе, и за счет обхода эмбарго. К примеру, доля греческих танкеров, вывозящих морем нефть из России, уже достигла 64% от общего объёма. Вместе с танкерами из Кипра и Мальты (они на диаграмме входят в часть перевозчиков «other») на долю этих трёх стран ЕС (!), закрывающих глаза на европейские санкции, приходится уже около трех четвертей вывозимой из России морем нефти.
Все это ведет к росту нефтяных доходов даже выше прогнозов, сделанных раньше Минфином
К тому же российские нефтяники воспользовались уходом иностранных компаний и, по некоторым, данным скупают по дешевке их активы. Так «Лукойл» всего за несколько миллионов рублей купил заправки Shell, а «Роснефть» «получила» активы норвежского Эквинора и может «за копейки» выкупить собственные 20% акций у BP.
В то же время, цены на нефть в евро уже достигли самого высокого уровня в истории, а к ним дополнились и возросшие транспортные и страховые расходы.
Как сообщает финансовый аналитик Павел Спайдел, тарифы на страхование нефтяных танкеров выросли до рекордного уровня. Так, тарифы через балтийский морской путь выросли до 42 долл за тонну нефти, что в 9 раз выше средних тарифов в 2021, а страхование через черноморский морской путь примерно в 4 раза выше средней стоимости в 2021.
То есть теперь каждый баррель нефти обходится покупателям в 5.3-5.7 долл, что почти на 5 долларов выше 2021. Причем, эти расходы не включают аренду танкеров, погрузку и разгрузку нефти.
Все это свидетельствует о том, что антироссийское нефтяное эмбарго пока что работает против самой Европы.