Posted 7 марта 2018, 16:03
Published 7 марта 2018, 16:03
Modified 7 марта, 16:50
Updated 7 марта, 16:50
В журнале «Социология власти» прочитал интересное исследование, как в ходе реформ изменилась жизнь в посёлке Мишелевка в Иркутской области. Описанное - общий тренд для малых городов России, не входящих в орбиту мегаполисов, - пишет в ФБ журналист Павел Пряников. Население Мишелевки 7,8 тыс. человек, посёлок расположен в 30 км от большой трассы и железной дороги. До реформ градообразующим предприятием был фарфоровый завод, не нём трудилось 3 тыс. человек, почти всё взрослое население посёлка. При заводе был техникум, завод содержал социальную инфраструктуру поселения (спорт, культура, коммуникации и т.п.). К началу нулевых завод окончательно закрылся. И у людей началась новая жизнь.
- Работа теперь есть только у бюджетников, это процентов 10 трудоспособного населения (ЖКХ, школа, больница, мелкие чиновники и т.п.; никакого значительного частного бизнеса, кроме авторемонта и магазинов, нет). Остальные живут за счёт пенсий стариков, детских пособий и временных приработков. - Ещё с советского времени почти всех у людей в посёлке есть по 4 сотки земли. Эти земли - тоже подспорье, но ассортимент выращиваемого скуден - в основном картошка. Расширения участков, вырастания из них сельхозбизнеса не произошло. Кругом лес, в котором много ягод и грибов. Собирательством в основном занимаются старики.
- Старики и дети в такой архаизации стали главной ценностью. У тех и других есть пенсии и пособия. Это привело к укрупнению семей. Старики переселились к детям и внукам, семьи стали многосоставные. Снова возникает феномен дореволюционной России в виде Большой Семьи. - Детей рожают легко и не задумываясь. Материнский капитал - большое подспорье, так же как и детские пособия. К тому же на аборты и на контрацепцию у людей в посёлке нет денег. Если семья понимает, что очередной ребёнок в тягость - его без душевных терзаний сдают в социальный приют. - Рожают и без мужей. Мужчина теряет «патриархальную ценность» - добытчика и защитника. Такой архаизированный мир держится теперь на женщинах.
- Упрощение системы коснулось даже питания.
Дословно из исследования:
«В поселковых магазинах продают различные полуфабрикаты (от лапши быстрого приготовления до котлет) и выпечку — это самый востребованный рацион. Когда есть деньги, покупают и готовят в основном полуфабрикаты. Если денег нет, варят картофель. Понятие «растягивания» зарплаты у большинства жителей поселка нет. Деньги тратятся практически сразу, и за неделей питания пельменями и котлетами следуют три, когда на столе только картошка. Заготовки овощей и ягод не очень распространены, так же как и приготовление еды сложнее, чем каша или та же картошка. Многие называют любимым блюдом лапшу быстрого приготовления с жареными куриными окорочками. Хорошо «кушать» - это питаться пельменями.»
- Старики, в отличие от большинства работоспособных жителей поселка, ещё способны к структурированию времени: занимаются огородом и активно запасают продукты на зиму. Молодые девушки при этом не интересуются домашним хозяйством и, как правило, не умеют готовить. Их матери также не считают это нужным. Логика их рассуждений такова: если есть готовые котлеты, то зачем тратить время?
- Навык планирования как обращения со временем утрачен. Люди живут только сегодняшним днём, у подавляющего большинства нет планов даже на несколько месяцев вперёд. - Нерегулярно возникающие деньги в основном тратятся на мобильные телефоны и алкоголь. Телефоны часто меняют, покупают новые модели,. Мобильный телефон рассматривается молодежью как знак социального престижа. - Люд отвыкли интенсивно трудиться, и потому предпочитают временные заработки, когда они сами хозяева своему времени, постоянным. - Женщин такая жизнь устраивает, часть мужчин пытается вырваться из этого мира с помощью армии.
Журнал «Социология власти», №3, 2013, «Посёлок городского типа: временные ритмы деурбанизированного сообщества»)