Posted 7 февраля 2020,, 07:47

Published 7 февраля 2020,, 07:47

Modified 7 марта, 15:17

Updated 7 марта, 15:17

Новые жертвы сталинского Канала: подмосковные деревни приговаривают к сносу

Новые жертвы сталинского Канала: подмосковные деревни приговаривают к сносу

7 февраля 2020, 07:47
ФГБУ «Канал имени Москвы» обратился в суды Московской области с исковыми требованиями о сносе домов и хозяйственных построек в зоне санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения и о возврате земельных участков в собственность Российской Федерации.

Людмила Бутузова

В Мытищинском городском округе под суд попали деревни Витенево, Терпигорьево, Жостово, Чиверево, Пирогово, Подрезово, Ново-Александрово, Степаньково и многие другие. Пострадавшие жители называют действия канала им. Москвы рейдерским захватом их собственности и требуют остановить беспредел.

- Ужас какой-то! Мы жили – не тужили, а они через 80 лет опомнились: «Верните землю в собственность Канала! Нам ее Сталин отписал», - возмущена агрессивностью хозяев водохранилища староста деревни Терпигорьево Анна Альянова. – Главное, коварно так прицепились, исподтишка, мы знать не знали, что вся деревня под судом. Случайно получилось. У нас мужчина продавал дом перед новым годом – все было готово к сделке, и вдруг вечером звонит ему риелтор: «Отбой. У вас земля под арестом… И не только у вас…» Мы переполошились: как так? Оказалось, что уже вовсю идут суды, заочно, без уведомления собственников выносятся решения в пользу Канала, уже семеро пострадавших, в основном ветераны-дачники. Я староста 5 лет, дела принимала, интересовалась: все получали по закону, от властей, права оформлены в Росреестре. Канал никаких претензий не предъявлял…

Деревне Терпигорьево 300 лет. По словам старосты, есть карта, подтверждающая, что не деревня пристроилась к Каналу, а он сам сюда пришел. На той карте, составленной в прошлом веке, за пять лет до начала гидростроительства, запечатлены 26 домов. Старая часть и по сей день жива, но в поселении, конечно, уже не 26 домов, а 176.

- Мой дом 1928 года постройки, и стоит он там, где и стоял, - рассказывает Альянова. - Старожилы всегда знали, что тут у нас строгая зона и придерживались этого, к воде не лезли. Повольнее стало в 90-х – стали строиться все ближе и ближе к бухте. Но самозахватов я не припомню, земля выделялась органами власти, строительство согласовывалось со всеми надзорными органами, собственность у людей законная. Теперь Канал предлагает ОТДАТЬ им Землю, а дом снести за свой счет. Как так – ОТДАТЬ? У нас там дороги, освещение, газ - все делалось за свой счет. Не захотим по-хорошему, отберут по суду. И что дальше? Думайте, что хотите, но у нас подозрение: берег расчищают под многоэтажки. Я из своего окна вижу: у соседей в Болтино они растут как грибы. Придут и к нам…

Подозрения не беспочвенны. В округе одновременно строится два десятка жилых комплексов. Непосредственно на шоссе стоит «Мытищи-lite» - 22, 65 га, 12 жилых корпусов, 6 км от МКАД, 1 км до берега. Рядом, на том же поле, «Гранель» возводит «Императорские Мытищи». Общая площадь застройки 512 000 кв. м., 19 домов. В стороне от шоссе, на берегу водохранилища, «СТД девелопмент проект» строит жилой комплекс «Болтино» на 130 000 кв. м.

Крупный оазис цивилизации – посёлок «Пироговский», который теперь объединён с городом Мытищи. Построено более десятка многоэтажных домов, открылись несколько сетевых магазинов. На берегу Пироговского водохранилища компания "Rezidentalgroup" возводит свой жилой комплекс «Пироговская ривьера». На территории 51,3 га планируется 27 корпусов с разной этажности, общая площадь застройки 545 500 кв. м, свой пляж, кафе и рестораны. Минимальный размер защитной прибрежной полосы Пироговского водохранилища стараниями мытищинских властей уменьшился практически в два раза, сейчас составляет всего 50 м.

Лидер движения «Открытый берег» Сергей Менжерицкий не сомневается, что такая агрессивная стройка в разы усилит антропогенную и техногенную нагрузку на территории вокруг водохранилищ, в том числе источников питьевого водоснабжения Москвы. «Водохранилища – коммерчески очень выгодная вещь», – говорит Менжерицкий. Несмотря на то, что застройщики обещают за свой счет возводить очистные сооружения, ливневые канализации, эксперты скептически оценивают будущее экологии вокруг Пироговского водохранилища. Сергей Кривозерцев из "EcoStandardgroup" утверждает, что инженерные системы оставляют желать лучшего, они не справляютсяс с очисткой, и уже невооруженным глазом видно, что бесконтрольная застройка превратила Мытищи в зону экологического бедствия, водный канал становится грязной лужей.

Весь фокус в том, что Канал имени Москвы до сего времени весьма снисходительно относился к жилым комплексам на своих берегах, ни одно разрешение на строительство не было оспорено. Больше того, в 2014 году в соответствии с распоряжением правительства РФ( № 855-Р от 19 мая 2014 года) проходила инвентаризация санитарных зон. В заключении, подготовленном ООО ”Геодезист. ПРО” для ФГУП” Канал имени Москвы” и благополучно утвержденном, строительные комплексы были указаны на геодезических картах, также как и все частные новоделы, появившиеся в деревнях с начала 90-х по 2014 год. Что интересно: тогда Сталин не возражал и Канал не оспаривал права добросовестных приобретателей. По словам адвоката Станислава Станкевича, «можно только догадываться, с чего вдруг Каналу пришла идея вернуть себе землю в советских границах и согнать с места несколько сотен жителей деревень».

- Мы когда посмотрели проект землеустройства от 30-х годов, - ну реально волосы дыбом! – рассказывает «НИ» староста деревни Витенево Татьяна Гурова.- Вы же представляете, как все делалось в советское время? Был наказ: прорыть канал протяжённостью 128 км от Дубны к Москве и никто особо не заморачивался географической сеткой, координатами и прочей гидрологической премудростью. Нет ни карт, ни детальных описаний, все просто: такие-то районы подлежат ликвидации, земли таких-то колхозов отходят каналу – и все. Судя по той части проекта, которую продемонстрировали в суде, наша деревня Витенево должна наполовину находиться под водой, во второй половине отклонение от масштаба составляет более 32 м. Ну абракадабра да и только! Спрашиваем судью: что именно мы должны возвращать, из какого места вылавливать? Почему за 80 лет Канал не удосужился придать советскому проекту нормальный вид? На всех судах сидит Росреестр – у них вообще нет сведений, что земля по всему побережью принадлежит Каналу, с 30-х годов и по сей день он не удосужился оформить собственность. Просим провести независимую экспертизу, скоординировать точки и координаты. Нам не дают пригласить опытных экспертов, потому, что оказывается, Канал уже поручал такую работу своим специалистам. С заключением одного из них нас познакомили. Это нечто! Эксперт указывает, что для картографической привязки планшетов использовал точки Хлебниковского моста и измерения со спутника. Однако, данный мост взорван 26 марта 1996 года-то есть за 23 года до момента проведения экспертизы. На суде выяснились и другие подтасовки –эксперт признался, что спутниковых измерений не производил и никаких расчетов не делал. Спрашивается: что еще надо, чтобы признать претензии Канала к жителям ничтожными? Но наши доводы – мимо. Все решения Мытищинского горсуда по одному трафарету: «Исковые требования ФГБУ «Канал имени Москвы»об истребовании земельного участка… – удовлетворить». Совпадение текстов полное, сохраняются те же орфографические ошибки и опечатки.

- С трибуны заявляют, что государство у нас правовое, а в судах мы никто,- сокрушается Гурова. – Хотелось бы ей возразить, но в Витенево махом приговорили к сносу уже больше 20 домов, не разбираясь, когда он стал мешать каналу – в советские годы или в лихие девяностые. Похоже, вошли во вкус - по информации источника в руководстве канала, в ближайшее время к жителям деревень готовится более 1500 исков о возврате земли в собственность Российской Федерации. НО! У таких важняков, как небезызвестный предприниматель Мамут и могущественный монополист ЛУКОЙЛ апартаменты на воде, в самой что ни на есть запретной зоне, и никто не знает, предъявил ли им Канал иски . Все несчастные деревни разрослись в 90-х годах и, в основном, за счет «непростых людей» - сюда рвутся, потому что здесь природа, охрана, шлагбаум и почти океанский простор для яхт.

«Блатная публика», как ни странно, стала не оберегом для старинных сел, а наоборот, подвела их под монастырь и, можно сказать, спровоцировала земельный передел. Летом прошлого года «Новые Известия» подробно описывали этот сюжет. Напомним. Жительница деревни Чиверево Людмила Исаенко выиграла суд у местной администрации по проекту Генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа Мытищи. Женщину возмутил факт, что земли у воды недалеко от деревень Чиверево и Жостово, согласно документу, собирались застроить - местные власти выделили своим приближенным два десятка участков. Верховный суд РФ встал насторону заявительницы и вынес решение об освобождении береговой линии от незаконных построек, Генеральный план Мытищ был признан частично недействующим. Решения суда поддержал и ФГУП «Канал им. Москвы».

- Уже тогда возникал вопрос: кто будет выполнять вердикт Верховного Суда, если все действующие лица, манипулирующие генпланом, остались на своих местах, никого не наказали, хотя действия чиновников содержат признаки преступления, предусмотренные статьями УК РФ – это коррупция и геноцид, - заявил «НИ» председатель национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. - Довольно двусмысленной выглядела и позиция федерального предприятия «Канал им. Москвы». Бездействовавший на протяжении многих лет и не принимавший никаких мер для защиты своих санитарных зон, в Верховном суде он предстал страдающей стороной. В открытом письме президенту страны союз потребителей осудил такую позицию и потребовал навести порядок на Канале. Мы и представить не могли, какими последствиями обернутся эти гражданские требования.

Некоторые приятные народу вещи все же произошли. В Мытищах демонстративно поборолись с коррупцией, изгнав из депутатов одиозную личность -директора ООО «Яхт-клуб Патриот», закрывшего свободный доступ к значительной части береговой линии Клязьминского водохранилища. Под нажимом природоохранной прокуратуры на одном из незаконно выделенных участков демонтировали забор. Мытищинские власти тоже довольно оперативно откорректировали Генплан. Но какие конкретно он претерпел изменения, для жителей оставалось тайной. Под занавес 2019 года, когда Канал в бешеном теме стал подавать искив суд на возвращение под свое крыло растащенных земель, а губернатор области Воробьев и мэр Москвы Собянин дуплетом выпустили постановления «О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» даже слепому стало ясно,что рулить генпланом округа, 10% территории которой занимает столь лакомый кусок, как водная гладь, отныне будут Юпитеры, а не местные быки.

Власти Москвы и Подмосковья уверяют, что этот шаг якобы не несёт какой-либо опасности для жителей. Гражданские активисты и экологи уверены — два ключевых региона этим постановлением в разы сократили границы охранных территорий, развязав руки в первую очередь строительному бизнесу. По их мнению, это нововведение грозит снижением качества питьевой воды и другими негативными последствиями.

Казалось бы, причем здесь правовые акты сталинского времени, с которыми подсуетился Канал имени Москвы. Они же, вроде, наоборот, за то, чтобы освободить свои земли от расплодившихся застройщикови «вернуть все как было».

- Это всего лишь один из элементов большой строительной аферы, затеянной федеральными чиновниками, - считает Павел Шапкин. - Основная цель последних лет- уничтожение мешающих бизнесу нормативов советского времени. Никакого противоречия с тем, что Канал именно сейчас подает иски в суд, требуя вернуть себе землю в границах 30-х годов, здесь нет. Все прекрасно понимают, что они абсурдны и не устоят в судах высшей инстанции. И совсем не случайно, что инициатором судебных дел стал только что покинувший пост руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, возглавлявший предприятие с марта 2017 года. До этого в течение многих лет он был замглавы правительства Московской области, министром строительства и ЖКХ региона. В эти же годы за градостроительную политику и строительство в Москве отвечал Марат Хуснуллин, назначенный в начале года вице-премьером. К нему в аппарат, по данным “Ъ”, Елянюшкин и переходит, спровоцировав земельный передел вокруг Канала. Какая-то часть собственников, у кого действительно «не так» оформлены документы или они сомнительные, лишится участков и домов, как это было, например, в «Речнике». Остальных просто запугают судами, замордуют ненадежностью их положения,необходимостью доказывать, что они законопослушные граждане, а не экологические вредители, окопавшиеся возле гидротехнического сооружения. Ну вы же понимаете, когда у людей выбита почва из-под ног, «вопросы государственной важности» с ними решать гораздо проще.

Жители деревень, попавших под гильотину Канала, это не просто понимают,- они в бешенстве, что строительное лобби напало на самых беззащитных частников. Создали петицию в защите своей собственности: «Если вы сегодня не поддержите нас, завтра придут за вами», и разослали ее не только «людям доброй воли» по интернету, но и во все инстанции - от прокуратуры до президента. Пока откликнулись только депутаты Госдумы. Они намерены разобраться в скандальной ситуации с «коррупционными желаниями» чиновников снести дома и дачи россиян, внезапно оказавшимися в природоохранных зонах. Председатель комитета Госдумы по государственному строительству «единоросс» Павел Крашенинников назвал эту тему очень важной, требующей отдельного обсуждения и внесения поправок в природоохранное законодательство.

А вот депутат Виталий Милонов так просто пролил бальзам на сердце: «Главное - соблюдение закона. Это жилье было построено без соблюдения процедур? Ну и кто тут негодяи? Те, кто получил разрешение за взятки? Или чиновники, давшие разрешение? И вопрос - построенное мешает чему-либо? Если нет - чего бороться со зданиями? А люди, которые заплатили за это жилье, - они в чем виноваты? Сносить уже построенную недвижимость - не выход! Накажите того, кто давал разрешение. Но не наказывайте простых людей, которые там купили или построили эти квадратные метры!»

Вот честное слово: «умри – лучше не скажешь!»

"