Posted 6 июля 2022,, 11:09

Published 6 июля 2022,, 11:09

Modified 7 марта, 12:18

Updated 7 марта, 12:18

Не только санкции. Кто виноват в перебоях с кормами для домашних животных

Не только санкции. Кто виноват в перебоях с кормами для домашних животных

6 июля 2022, 11:09
Фото: Александр Дыбин
В 2022 году жители России испытывают проблемы с покупкой кормов для домашних питомцев. Из магазинов пропадают привычные марки, на корма растут цены. Это объясняют кризисом, разрывом логистических цепочек и санкциями. Но проблемы возникли еще год и два назад. Почему – в материале «Новых известий»
Сюжет
Санкции

Александр Дыбин

Сотрудница приюта для животных Светлана из Челябинска рассказала «Новым Известиям», что в этом году столкнулась с резким ростом цены и исчезновением ряда брендов.

«Действительно, были проблемы с поставками, цены постоянно росли. На ProPlan и Royal в 4 раза цены увеличивались. Корм Husse вообще исчез, а животным подходил. Поставки задерживали даже от местного производителя, который работает в нашем регионе», - сообщила собеседница.

Перебои на глобальном уровне отмечают и в пресс-службе маркетплейса Ozon.

«В первом квартале 2022 года мы доставили кормов в 2,4 раза больше, чем в первом квартале прошлого года. Штучные продажи зоокормов в первом квартале выросли более чем в 3 раза год к году. Топ пользовательских предпочтений формируют как зарубежные бренды, так и отечественные производители зоокормов, - сообщили в компании. - В первом квартале на Ozon число продавцов зоокормов выросло в 2,3 раза год к году. Весной многие поставщики и производители кормов для животных испытывали сложности с поставками, но сумели перестроить логистические цепочки и сейчас ситуация с поставками нормализовалась».

По словам председателя правления союза предприятий зообизнеса, председателя комиссии по зообизнесу «Опоры России» Кирилла Дмитриева, проблемы с поставками начали не в 2022 году, а раньше, во время пандемии. При этом одна из главных причин для перебоев импортных кормов – это позиция контролирующих органов.

«Рынок кормов лихорадит уже несколько лет, - говорит эксперт, - проблема заключается в том, что значительная часть производителей кормов в России, будь то транснациональные корпорации или местные компании не достигли 100% локализации производства. Я думаю, что локализация составляет порядка 75%. При этом российские заводы зависят от поставок сырья, минералов, витаминов, сервиса оборудования, запчастей, программного обеспечения. Еще один важный фактор - последние несколько лет Россельхознадзор ведет последовательную борьбу с импортными кормами, находя в их или ГМО, или что-то, что не заявлено в составе. При этом используются особые высокочувствительные тесты, которые показывает даже следы каких-то ингредиентов. Частая претензия, не могут обнаружить в корме белок, например ягненка, а фиксируют белок курицы. Но корм производится при высокой температуре, белок просто разрушается, а наличие следов куриного белка – это случайный занос уже после изготовления».

Эксперт отмечает, что значительное количество марок было запрещено к ввозу в страну из-за содержания генномодифицированных компонентов: злаков и сои. При этом сами по себе ГМО в кормах не запрещено, но процедура из регистрации практически невыполнима. По российским законам, нужно регистрировать каждую линию ГМО, причем делать это должен именно производитель сырья, а не конечного продуктам. А им просто не нужно проходить сложную и долгую процедуру.

«Возникла ситуация, когда эти линии ГМО в ЕС и США спокойно используются в продуктах для людей, а Россельхознадзор требует из регистрации для кормов для животных, - говорит Кирилл Дмитриев. – Кроме того, в последнее время ведомство начало блокировать целые странны, следуя логике, что если вы не можете отследить продукцию в одной партии, то нельзя доверять всей продукции из этой страны. Так были закрыты Голландия, США, Канада, Германия, Испания, Польша, Болгария, Прибалтика. Это привело к тотальном дефициту торговых марок. Бизнес вынужден был адаптироваться, начали больше заказывать у российских производителей, но их не так много, как нам хотелось бы и они имеют ограниченную мощность. Ну не может линия на 25 тысяч тонн начать выпускать 30-40 тысяч. Надо делать еще одну линию, а это не так просто в условиях дефицита кредитов, нынешних ставках и санкциях. Выпуск кормов не признан переработкой сельхозпродукции, хотя по сути это так и есть. И бизнес не может воспользоваться всеми льготами и мерами поддержки».

При этом рынок кормов для домашних животных выглядит довольно привлекательно. В 2021 году объем кормов в России составлял коло 1 млн тонн, а оборот - 200 млрд рублей. Это заставляет обращать внимание на этот рынок предпринимателей из других сфер. Так в Копейске (Челябинская область) предприятие по производству тушенки наладило выпуск влажных кормов для собак.

«Три месяца назад к нам стали поступать предложения от клиентов по кормам для животных, - говорит предприниматель Иван Верахин, - просчитали, сделали рецептуру. Мы собрали фокус-группу, месяц бесплатно кормили 20 собак, получали обратную связь и запустили производство. Выйти на рынок оказалось довольно легко, так как многие ушли с рынка. Сейчас продажи идут через интернет, сначала берут на пробу, потом покупают месячный запас».

Тем не менее, по информации Кирилла Дмитриева, российские производители перегружены заказами, им не хватает сырья, упаковки, банок, пленки, белой бумаги, картона и красок. Рынок будет перестраивается и скоро заговорят уже экономические факторы.

«По моей оценке потенциал российских заводов исчерпан и надо искать возможности для импорта той же упаковки, - говорит эксперт. - Повышенный спрос приводит к тому, что наши производители имеют очередь из заказчиков. Да, им хорошо, но это не хорошо для заказчика. Никто не скажет точно, когда будет изготовлен твой заказ. Кроме того, заводы перешли на режим 100%-ной предоплаты. Если раньше они думали, куда бы сбыть товар, то теперь работают только с предоплатой. Это тоже можно понять, им надо покупать сырье, упаковку, которые скачут в цене. Пока не купишь, не поймешь, сколько у тебя будет себестоимость».

В этой ситуации кому-то придется взять на себя кассовый разрыв между производством и продажей. Корма могут лежать на полках до двух лет, а заплатить за новую партию продавцу нужно уже сейчас. Возможно, это бремя ляжет на оптовое звено, если они смогут получить доступ к кредитам.

«Новые заводы в РФ сильно запаздывают, мы должны в год открывать по 4-5 заводов ежегодно, чтобы успевать насытить рынок, - говорит Кирилл Дмитриев, - некоторые корма в РФ вообще не производятся. Например, диетические, для животных с отклонениями, функциональные, супер примиальные корма. Это можно было бы решить импортом из дружественных стран. Китай, Юго-восточная Азия, часть Европы, Латинская Америка, даже ЮАР, но к новым импортером отношение Россельхознадзора такое же жесткое, как и к старым, им также сложно зайти на наш рынок. Плюс ситуацию усложняет логистика. Раньше стоимость доставки груза фурой из Европы стоила 2,5 тысячи евро, сейчас – до 15 тысяч. И это только доставка. Думаю, бизнес в итоге адаптируется к любым условиям, жалко, если питомцам с отклонениями в здоровье не будем возможности получать необходимый корм».

"