Posted 6 апреля 2020, 12:14
Published 6 апреля 2020, 12:14
Modified 7 марта, 15:04
Updated 7 марта, 15:04
Юлия Зворыкина, Институт ВЭБ, Д.э.н., профессор МГИМО
Владимир Сидоров, Институт ВЭБ, "Ельцин-Центр"
Коронавирус спровоцировал блицкриг. В разных странах, руководители разных уровней не успевают реагировать на быстрое изменение обстановки, действуют зачастую хаотично и несогласованно, население, застигнутое врасплох, толком не может осознать, что делать, а что нет. Людей на самоизоляции еще не посетила крамольная мысль – а чем же все-таки занята армия отраслевых чиновников, находящихся на рабочих местах в то время, когда предприятия бизнеса закрыты на “каникулы”?
В последние несколько дней появились интересные статьи о том, как вирус изменит нашу жизнь, как трансформируется рынок труда, звучат прогнозы о введении тотального цифрового контроля. Предлагаем к фактору коронавируса добавить фактор важный в этих условиях для России – падение спроса (и цен) на сырьевых рынках.
Поскольку речь идет о России и ее роли в мире после пандемии, предлагаем как теоретическую основу рассуждений взять работы российских ученых - Теорию деятельности А.Н. Леонтьева и Демографическую теорию С.П.Капицы, поскольку мы полагаем, что новый формат экономики изменит привычную систему координат, в которой главное – сохранить предприятия, и переместит фокус на каждого конкретного человека как единицу отсчета. Нам всем, привыкшим мыслить категориями запусков космических ракет, строительства заводов и мостов, воспринять это нелегко. Попробуем строить модель, исходя из мотиваций человека и его деятельности.
Представляется, что пандемия коронавируса приведет спринтерским путем к давно назревшим изменениям в структуре отраслевых балансов. Потребности людей изменились в связи с угрозой пандемии каждому, трансформации стиля жизни и структуры потребления, смене личных приоритетов.
Откуда придут изменения
Последние разъяснения ВОЗ говорят о возможности заражения COVID-19 не только воздушно-капельным путем. Касания так же являются большой опасностью.
Задумывались ли Вы когда-либо над простым фактом: какое количество тактильных контактов с различными поверхностями совершает средний гражданин, который собрался купить, скажем, в супермаркете корзину продуктов первой и последующей необходимости? Если учесть сборы дома, выход из подъезда и вход в магазин, поездку на машине, можно легко обнаружить, что не менее 500 раз за пару часов обе руки человека касаются нескольких десятков типов поверхностей, на которых потенциально может жить коронавирус. Мы делаем вывод, что спредерами (распространителями) служат не люди, а поверхности – и это уже доказано. Плюс дистанционный контакт на расстоянии 1,5 и более метров – капельки могут ведь попасть не непосредственно в рот или нос – они могут оставаться и на поверхности, которых касается незараженный пока посетитель нашего воображаемого супермаркета.
Задумывались ли Вы когда-либо – сколько личных или коллективных разговоров Вам приходится вести за день, включая семью? Ответ: исключая телефонное общение – от 10 до 100. Анализ пирамиды корпоративных отношений показывает, что топ-менеджеры в среднем за дневной рабочий цикл в 10 раз более чем среднестатистический работник лично контактируют с другими людьми. Супер-топы – даже более. Совещания, бесконечные встречи один-на-один, постоянная смена аудитории (как людской так и физической – иные переговорные, офисы, банки, стройки и так далее). Поэтому весьма закономерно, что топы являются супер-спредерами. Поэтому работа – угроза заразиться номер два.
Вероятность заражения в семье с двумя работающими взрослыми и двумя обучающимися в школе и университете детьми повышается многократно. Семья – угроза заразиться номер три.
Все остальные сферы жизни человека (лечение, отдых, обучение в группах) могут быть редуцированы до этих трех источников угроз.
Поэтому глобальные изменения в структуре экономики, связанные с изменением поведения, направленного на снижение угроз заражения, уже происходят и как следствие - целые отрасли и линии бизнеса уйдут со сцены, как в свое время исчезли кареты на конной тяге. Воистину – изменись сам или умри…
Что должно измениться
Простые наблюдения за выборкой из миллиардов существующих цепочек «поставка-производство-упаковка-логистика-доставка-потребление» позволяют сделать минимальные обобщения и приводят уже сегодня к ошеломляющим выводам:
Итог наших размышлений
Вирус – проблема трансграничная, общемировая, действующее поколение правителей впервые сталкивается с кризисом такого масштаба. Пандемия ускорила внедрение цифровых платформ, способных дотянуться до каждого человека. Уже обсуждается введение индивидуального QR кода вместо пропуска на движение по городу (вопрос - как я зарегистрируюсь и на каком гаджете его буду предъявлять), а в краткосрочной перспективе это неизбежно приведет к усилению вторжения государства в частную жизнь людей – под предлогом заботы о здоровье и безопасности нации. Сырьевые отрасли и транспорт более не будут находиться в приоритете.
А в результате на наших глазах происходит замена нефтедолларовой системы управления глобальной экономикой на криптосервисную, особенность нового мира состоит в том, что центр управления может не иметь географической привязки. Де факто мы сейчас через экраны ноутбуков из дома наблюдаем эту замену как полет кометы Галлея – ярко и вроде нас пока не касается…Но шлейф пандемии неминуемо изменит жизнь всех нас, и чем быстрее мы сможем адаптироваться к этим вызовам – тем лучше.
Одним словом, жизнь продолжается, и новые вызовы требуют корректировки приоритетов – государства и правительства не всегда к этому готовы.
Авторы будут публиковать расширенные предположения по развитию или закату конкретных отраслей и надеются на широкую дискуссию экспертов и читателей.