Posted 6 апреля 2019,, 08:03

Published 6 апреля 2019,, 08:03

Modified 7 марта, 16:05

Updated 7 марта, 16:05

55 на 29 в пользу мира: что на самом деле выбрали украинские граждане

55 на 29 в пользу мира: что на самом деле выбрали украинские граждане

6 апреля 2019, 08:03
Тема борьбы с Россией перестает быть эффективным инструментом во внутренней украинской политике
Сюжет
Выборы

Итоги первого тура выборов президента Украины показал, что тема возвращения Донбасса любой ценой неактуальна: условные «невоинственные» кандидаты начисто переиграли тут «воинственных», пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Кирилл Кривошеев.

"Мирный" Зеленский (30%), полностью погруженная в социальные проблемы Тимошенко (13%), "московский ставленник" Бойко (11,5%) – далеко обошли «воинственных» Порошенко (16%), экс министра обороны Гриценко (7%) и экс-главу СБУ Смешко (6%). В итоге: 55% против 29% в пользу мира.

Хотя сторонники Зеленского и даже Бойко – совсем не тайные любители Путина, и не признают Крым российским, а Пушилина и Пасечника (главы ДНР и ЛНР) – легитимными губернаторами ДНР и ЛНР. Дело в том, что геополитика ушла в сознании избирателей на второй план, а на первый вышло их благосостояние.

Украинское общество все меньше верит в вероятность того, что российские танки выдвинутся на Киев, если сменить воинственную риторику. Граждан страны все больше волнуют цены на коммунальные услуги, величина зарплат и пенсий.

Страх перед новой вспышкой боевых действий лидирует только в Донецкой области, и даже их соседей-луганчан чуть больше заботит кошелек. Болезненно к социальным проблемам относятся в Одесской и Николаевской областях, и именно юг больше остальных поддержал Зеленского, а также Тимошенко и Бойко.

Теперь же в независимости от того, кто выиграет второй тур, ему придется учитывать эти общественные настроения, хотя демонстрация непримиримости к Москве непременно останется главным пунктом для победителя. Ни Зеленский, ни Порошенко с Путиным просто так встречаться не будут, однако, либо тому, либо другому придется позаботиться о «глубинном народе», изыскивая деньги на ремонт школ и больниц, ища на Западе не оружие, а инвестиции, создавая рабочие места, борясь с коррупцией... В отличие от донбасской проблемы, здесь можно будет добиться хоть какого-то успеха.

По словам Аркадия Мошеса, эти выборы уникальны, так как тема партнерства с Россией на них не поднимается совсем, а еще и потому, что любой победитель будет обладать крайне низкой популярностью. У Зеленского она будет 30%, а у Порошенко вообще 16%!..

В этом положении проще всего поднять популярность, выступив хозяйственником, как Лукашенко. Недаром белорусский президент оказался самым популярным в опросе украинцев, с кого их будущий президент должен брать пример. Сначала - коровники, потом - внешняя политика.

В этом смысле ситуация напоминает отношение в Армении к Карабаху: армянские власти на словах утверждают, что недовольны нынешним положением вещей, но на деле сохраняют его, понимая что международное признание статуса ныне спорной территории сегодня практически невозможно, но при этом выставляя в переговорах заранее невыполнимые условия вроде подключения непризнанной республики к переговорам.

Будущему президенту Украины придется брать пример у армянского лидера Пашиняна, который потратил первый год у власти на громкую антикоррупционную кампанию, переговоры со старыми элитами и выстраивание отношений с партнерами, а не на врагов с востока, так как там победа невозможна.

Правда позиция украинских властей определяет в Донбассе не все, многое зависит от того, как на нового президента отреагируют в Кремле. Если Москва захочет обострить ситуацию, то сможет сделать это без боевых действий, просто начав массовую выдачу российских паспортов в ДНР и ЛНР или визит туда официальной делегации российских чиновников. На эти шаги украинскому президенту придется реагировать.

Хочется верить, что Москва изберет конструктивный путь, а Донбасс временно превратится в этакую Южную Осетию, о которой много говорят, но ничего не делают. Но для этого Кремлю нужно прекратить разговоры об «украинском фашизме» и «непризнании выборов». И тогда, быть может, за дело возьмется экономика, и растущий товарооборот между странами подтолкнет их к конструктивному диалогу.

"