Posted 6 марта 2020, 05:45
Published 6 марта 2020, 05:45
Modified 7 марта, 15:00
Updated 7 марта, 15:00
Иван Петровский
Знакомьтесь: адвокат Александр Михайлович Гофштейн. Он ведет два громких дела – «Тольяттиазота" и группы «Сумма», и оба дела рассматриваются в Мосгорсуде. Деньги адвокат берет с обеих компаний, только вот результат рассмотрения дела ТОАЗа оказался плачевным, каковы итоги будут у «Суммы», будет скоро понятно, до 30 марта суд продлил арест братьям Магомедовым. Расследование уже завершено, сейчас фигуранты знакомятся с материалами дела.
Обратимся к фактам. Видно невооруженным взглядом, что чем хуже шли дела у «Тольяттиазота", тем спокойней становился информационный фон вокруг «Суммы». Это четко прослеживается с лета 2019 года. Случайное совпадение?
Порой, чтобы спасти более финансово устойчивого и перспективного клиента, можно пожертвовать другим. Ведь дело ТОАЗа тянется с 2012 года и основное решение – признать мошенничество и вернуть 77 миллиардов предприятию – уже судом принято. И не важно, что на кону существование градообразующего предприятия. От работы «Тольяттиазота" зависит целый регион – Самарская область. Но, как известно, деньги не пахнут. Впрочем, деньги - и немалые - за свою работу адвокат не забывает получать с обоих клиентов. Удобно. При любом судебном решении финансовое положение адвоката (не клиента) остается стабильным и даже отличным.
Подобные ситуации не возможны без поддержки извне. В деловых кругах давно ходят слухи о том, что Гофштейн любит в переговорах упоминать фамилии высоких чиновников в контексте дружбы с ними... Так, неоднократно от него слышали, что его - Александра Гофштейна - и председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову связывают не только деловые отношения, но и теплые дружеские отношения.
Насколько эти отношения теплые, и как они влияют на исход того или иного дела, учитывая, что и дело «ТольяттиАзота», и дело «Суммы» рассматривается в Мосгорсуде? Если «Тольяттиазот» все же является разменной монетой в подобного рода договоренностях, то означает ли это, что ситуация может позитивно сказаться на приговоре «Суммы»? В таком случае за братьев Магомедовых можно порадоваться, тем более что они заявляют о своей невиновности. А мы всегда за честное расследование и справедливые судебные решения. И за честное выполнение обязательств адвокатов в отношении своих доверителей. Гофштейн выставляет один из самых высоких прайсов на рынке, и от такого адвоката на ключевом заседании суда подзащитные явно ждут больше аргументов, чем непонимание «как дело в нынешнем его виде вообще дошло до суда» и привлечение внимания общественности «к острому дефициту законности». ,
Официальная биография у этого адвоката просто блестящая. Родился, что называется, с серебряной ложкой во рту: отец - знаменитый юрист, респектабельная семья. Профессиональная судьба Гофштейна-младшего была определена с раннего детства. Да и в целом имидж у Гофштейна – как у вполне успешного профи, который редко проигрывает. Более 30 лет адвокатской практики.
Он работал в командах сильнейших юристов на таких громких делах, как защита Вячеслава Иванькова (Япончика) или проходившего по делу ГКЧП экс-председателя Верховного совета СССР Анатолия Лукьянова. Принимал участие в защите во время процессов над Светланой Бахминой (дело ЮКОСа), криминального авторитета Захара Калашова (Шакро Молодой), Евгении Васильевой («Оборонсервис»), беглого банкира Сергея Пугачева, а также хозяйки бренда «Алтын-Золото» Антонины Бабосюк и следователя МВД РФ Павла Зайцева, которого обвинили в махинациях, проводимых через торговые центры «Три кита» и «Гранд».
Основная специализация Гофштейна – «воры в законе», растратчики и мошенники в особо крупных размерах, коррупционеры. В самых громких его судебных разбирательствах речь идет о миллиардах долларов. Как мы уже говорили, в данный момент Гофштейн ведет дела о крупном хищении на «Тольяттиазоте» и совладельцев группы компаний "Сумма" Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда, которых обвиняют в создании ОПС, выводе почти 10 миллиардов рублей в оффшоры и государственной измене.
Кроме громких дел в запасниках адвоката множество и беззвестных фигурантов. Давайте проследим, какая у них доля – оправданы ли они в суде или нет?
«Удовлетворению не подлежат»
Обо всем расскажет статистика. На официальном портале «Суды общей юрисдикции города Москвы» за Гофштейном только за последние 5 лет числится порядка сотни гражданских и уголовных дел, в основном, по 159 статье Уголовного Кодекса. В своем большинстве имена обвиняемых простому обывателю ни о чем не скажут – noname, как говорится. Наверняка все эти люди рассчитывали на профессионализм, ловкость и громкое имя адвоката. Что же из этого получилось?
При внимательном изучении видим, что по данным официального сайта, апелляционные жалобы, поданные Гофштейном или при его участии – большинство - остались без удовлетворения. Кассации постигла та же участь. Жалобы – также оставались без удовлетворения. Попытки изменить меру пресечения подзащитному (из СИЗО перевести под домашний арест или подписку о невыезде) – та же картина. Формулировки решений судов беспристрастны и жестки: жалобы, заявления, апелляции адвоката Гофштейна «оставить без изменения», «удовлетворению не подлежат». Ровно ту же картину мы видим и по делу «ТольяттиАзота», и даже по делу «Суммы»: за последние полгода суд дважды отказался изменить меру пресечения братьям Магомедовым.
И как следствие – приговорить обвиняемого к сроку… ну, тут уж вилка большая. Средний срок, который получают подзащитные Гофштейна– около 5 лет заключения. В случае же с двумя вышеописанными делами речь идет о сроках выше 10 лет и компенсациях в десятки миллиардов рублей.
В 2011 году суд приговорил Вадимаса Кастуеваса, адвокатом которого выступал Гофштейн, к 5 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Действительно, о чем говорить, если речь шла о «жалком» миллионе долларов.
В одном из интервью Гофштейн заявил: «Я отказываю клиентам, если не вижу правовой позиции для разрешения их проблемы. Это главный критерий, и даже предложение крупного гонорара ничего не изменит».
Так ли это? Продолжим изучать доступные для читателя дела. Теперь уже 2016 года. Обвиняемого по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ Гайдмака А.С. не спасло даже то, что он и сам был адвокатом. Его также защищал господин Гофштейн. Бывшему уже юристу было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, ему запретили заниматься адвокатской деятельностью в адвокатуре Российской Федерации сроком на три года.
Впрочем, не брезгует Гофштейн защищать как обвиняемых по Ст. 163, Ч. 3 (вымогательство), так и по ст. 291 (дача взятки).
В одном из интервью Гофштейн сказал: «Из дела, которое проиграл, выходишь со шрамами на сердце».
Самое смешное, что, даже защищая самого себя, он умудрился проиграть дело. В 2015 году Гофштейн взял кредит, а вовремя так и не отдал. И уже в 2017 году сам адвокат Гофштейн стал ответчиком по иску разорившегося АО КБ "УНИФИН" в лице конкурсного управляющего Госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов». Истец жаловался, что знаменитый адвокат «принятые на себя обязательства должным образом не исполняет, имеет просроченную задолженность», указано на сайте Мосгорсуда. Суд принял сторону истца и постановил взыскать долг и все неустойки.
Репутация «известного и уважаемого адвоката, который редко проигрывает», эмоции и красноречие в публичных выступлениях – вещь хорошая, но статистика и опубликованные судебные решения – штука неумолимая. Интересно, братьев Магомедовых постигнет та же участь, что и многочисленных подопечных Александра Михайловича – приличный срок и денежные штрафы, или все же им повезет больше, чем тому же «Тольяттиазоту"?
Звездный адвокат, как видно из судебной практики, вовсе не гарантия ухода от ответственности.