Posted 6 февраля 2020,, 13:11

Published 6 февраля 2020,, 13:11

Патогены-убийцы: ученые рассказали, какие вирусы вызывают рак

6 февраля 2020, 13:11
Опубликованы результаты первого систематического исследования, по результатам которого можно значительно уменьшить смертность от онкологических заболеваний.

Обнаружение связей между вирусами и раком может привести к созданию вакцин и уменьшению смертности, как это уже случилось благодаря вакцине против вируса папилломы человека.

Международная команда ученых завершила первое всестороннее исследование вирусов, обнаруженных в различных типах рака, и опубликовала результаты в самом престижном научном издании мира Nature Genetics.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 15% всех случаев рака прямо или косвенно связаны с инфекционными патогенами. В предыдущих исследованиях было обнаружено 11 различных патогенов –вирусов, бактерий, паразитов, которые могут действовать как канцерогенные агенты. В новом масштабном исследовании участвовали более чем 1300 ученых. В поисках следов вирусов они изучили ДНК более чем 2600 образцов опухолей от 356 пациентов с 38 типами рака. В результате в 13% образцов были найдены следы 23 различных типов вирусов.Как показало исследование, около 16% раковых опухолей связаны с вирусами – это более высокое число, чем то, что называет ВОЗ.

Известные ассоциации вирусов с некоторыми видами рака, например, с раком шейки матки, головы и шеи, печени и желудка были подтверждены, но предполагаемые ассоциации с опухолями головного мозга опровергнуты. Как и ожидалось, чаще всего в образцах встречались раковые геномы вируса Эпштейна-Барра (вызывает, в частности, лимфому, рак желудка и рак носоглотки), вируса гепатита В (рак печени), вируса папилломы человека, чаще всего ВПЧ-16 (карциномы шейки матки, опухоли головы и шеи).

Команда обнаружила и другие вирусы, известные своей способностью вызывать рак, такие как ретровирус (карцинома почек) и цитомегаловирусы (рак желудка).Для некоторых из обнаруженных типов вирусов, в частности аденовирусов и бакуловирусов, связь с раковыми опухолями была исключена как крайне маловероятная. Наконец, несмотря на тщательный анализ, исследователи не обнаружили ни одного неизвестного вируса.

Самым важным механизмом, приводящим к канцерогенным мутациям, ученые назвали вирусную интеграцию в геном хозяина. Так, в частности, действуют вирус гепатита В и папилломавирус.

«Мы также обнаружили, – комментируют исследователи, – что присутствие вируса в опухоли связано с паттерном изменений в геноме, который был связан с дефектными механизмами восстановления повреждений ДНК в клетке человека. Это говорит о роли нарушенной противовирусной защиты как движущей силы при раке шейки матки, мочевого пузыря и головы и шеи».

Почему вопрос о связи вирусов и рака столь важен? Дело в том, что при ее обнаружении становится возможной профилактика: если выявлен канцерогенный вирус, есть шанс избежать заражения, сделав вакцину, и благодаря этому предотвратить развитие болезни.

Так, например, происходит сейчас с вирусом папилломы человека (ВПЧ), который ежегодно вызывает в общей сложности 640 000 случаев рака. Вакцина, которой в развитых странах прививают всех детей, уже предотвратила много новых случаев, а в будущем должна привести к полному искоренению рака шейки матки.