Posted 6 января 2018, 18:50
Published 6 января 2018, 18:50
Modified 7 марта, 17:05
Updated 7 марта, 17:05
"НИ" познакомят читателей с мнением приверженца второго варианта - востоковеда и специалист по нефтегазовому рынку Михаила Крутихина, проработавшего в общей сложности 13 лет в Иране, Сирии, Ливане и Египте.
В интервью, которое ученый дал Фонтанке.ру 5-го января, он сказал, что происходящее в Иране — «не революция». Протесты, по словам востоковеда, спровоцировали иранские консерваторы, реакционеры, «чтобы ужесточить внутреннюю политику». После того, как выступления сойдут на нет, политика Ирана станет еще более консервативной, уверен Крутихин, фактически соглашаясь с официальной позицией российского МИДа, на которую намекала Мария Захарова в Фейсбуке.
Крутихин уверен, что от революционной обстановка очень далека : Я видел революцию в Иране в 1978 – 1979 годах, и происходящее сейчас на неё не похоже. Думаю, что сейчас власти что-то предпримут, учитывая, что недовольства всё-таки много.
И добавляет : "антирелигиозного, антиклерикального, антиисламского содержания эти протесты пока не несут. И, думаю, ещё долго этого не произойдёт."
Хотя и сетует на тяжелую коррупционную обстановку в Иране : "...откаты, казнокрадство – всё там имеется в объёмах вполне заметных."
По авторитетному мнению востоковеда : "... выступления имеют разрозненный характер. Нет единого центра, нет политических партий, способных что-то организовать, нет лидеров, которые могли бы что-то возглавить. С другой стороны, правительство и духовенство по первому сигналу собирают свои многотысячные демонстрации, которые ходят по улицам. Им дают напечатанные плакатики, и они скандируют свои лозунги: «Смерть Америке», например, или «Смерть тем, кто сеет раздор в нашей стране». В целом всё происходит довольно тихо, никто ни с кем не сталкивается."
Тем не менее эксперт опасается , что "...в результате мы увидим, что правительство во главе с Рухани не сможет дальше проводить конструктивную внешнюю политику. И страна в итоге начнёт скатываться к ультрареакционному курсу...".
Хотя, по его же мнению : "Очень много молодых людей. У части есть хорошее образование, даже прозападное. И эти люди не видели ни шахского режима, ни революции. При этом уровень безработицы в стране – порядка 20 процентов, то есть этим молодым людям ещё и делать нечего. Это, конечно, пороховая бочка."
А вот в связи с войной в Сирии у Крутихина прогноз неблагоприятный :
"– Боевики, которые сейчас воюют в Сирии, вернутся в Иран – в страну, где безработица. И что они там будут делать? Я очень боюсь, что будет нарушен этот хрупкий баланс, начнётся хаос уже и внутри Ирана. Мне бы очень не хотелось это видеть, потому что на протяжении двух с половиной тысяч лет Иран был более-менее стабильной географически и этнически страной."
"– Иранская армия очень серьёзно воюет в Сирии, у Ирана больше влияние на Асада. Да и на иракский режим, и на ливанскую Хезболлу. Если иранцы уйдут из Сирии и перестанут поддерживать Асада, ему будет очень туго. Тогда российским войскам или придётся влезть в Сирию уже по полной программе, или тоже уходить. Конечно, надо будет уйти, у нас в Сирии нет никаких интересов, кроме надувания щёк."
И будущее президента Асада кажется ему мрачным :
"– Хезболле тоже придётся очень трудно. А оппозиция, которая с Асадом воюет, она ведь ни на какие соглашения не пошла, она продолжает воевать, и подтверждение тому – недавний обстрел российской базы. Так что режим Асада тогда, скорее всего, падёт."