Posted 5 октября 2022, 15:07
Published 5 октября 2022, 15:07
Modified 7 марта, 12:00
Updated 7 марта, 12:00
Виктория Павлова
Сотрудники крупных предприятий могут получить бронь от мобилизации, если поддерживают критически важную инфраструктуру, а уж если наёмного сотрудника мобилизовали, то по закону он имеет право вернуться на прежнее место работы в течение 3 месяцев после возвращения со службы. Плюс некоторые крупные предприятия предлагают собственные программы поддержки мобилизованных сотрудников. Хоть какие-то гарантии стабильности.
Но в России, по данным ФНС, на 10 сентября 2022 года числилось 5 596 562 микропредприятий, на которых занято 7 375 731 человек. На одно предприятие приходится 1,3 сотрудника. То есть предприниматель – это, по сути, и есть весь бизнес. А ещё в июне 2022 года количество самозанятых, у которых вообще не может быть наёмных сотрудников, превысило 5 млн человек. Итого только официально в России насчитывается более 10 млн человек, которые могут полагаться только на себя.
О предпринимателях (учредителях юрлиц и индивидуальных предпринимателях) в правительстве вспомнили только на прошлой неделе: у вице-премьера Андрея Белоусова прошли два совещания, а 3 октября правительство представило 6 мер поддержки. Помогут ли? Сначала представим, что будет, если мобилизуют типичного «ИПэшника» с одним-двумя сотрудниками на упрощённой системе налогообложения со ставкой 6% от выручки или учредителя аналогичного ООО. Сейчас это конец бизнеса, ведь военнослужащий по закону не может быть предпринимателем. Но даже если на этот факт закрыть глаза, остаётся масса проблем.
Во-первых, остановится вся хозяйственная деятельность. Как правило, в микропредприятиях учредитель выполняет значительную часть обязанностей – не только административных. А значит все успехи конкурентной борьбы будут потеряны, и по возвращению из армии придётся всё начинать с нуля. Но вместе с этим у предпринимателя останется масса обязательств – отправка в армию проходит порой так стремительно, что времени на урегулирование бытовых вопросов просто не остаётся.
Во-вторых, остаются сотрудники, которым необходимо платить зарплату (плюс НДФЛ и страховые взносы). Кроме того, что платить нечем, так ещё и проводить начисления будет некому. А задержка зарплаты более чем на 3 месяца – это уже уголовная ответственность. У предпринимателя могут быть обязательства перед поставщиками, договоры должны быть оплачены. Предпринимателю необходимо платить налоги. Кто и за счёт каких средств будет это делать? Тоже не известно. Теоретически, если предприятие долго простаивает, то прибыли может и не быть – тогда и налога на прибыль не возникнет. Но обязательство подать декларацию всё равно есть. А ещё у индивидуального предпринимателя на УСН есть обязательство платить страховые взносы за себя, которые никак не зависят от выручки. Это 10802,75 рублей в квартал. В конце концов на юрлицо может быть оформлен кредит, но на компании кредитные каникулы не распространяются. И по субсидарной ответственности в случае банкротства могут привлечь учредителя.
Мобилизация для предпринимателя с микробизнесом – это потеря дохода и сохранение массы обязательств с ответственностью за их невыполнение. И представленные меры поддержки не выглядят достаточными.
- Военнослужащим разрешать быть собственниками бизнеса.
- Будет разработана процедура изменения и расторжения контрактов на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Также к мобилизованным не будут применять штрафные санкции.
- Имеющиеся лицензии будут продлены автоматически
- Минфин и ФНС перенесут сроки подачи декларации и выплаты налогов и других сборов
- По кредитам и лизингу для МСП будет предоставлена отсрочка
- Появится возможность расторжения договоров аренды с государством без штрафных санкций.
Мобилизованные смогут сохранить бизнес – это уже хорошо. Но сильно легче от этого не становится: предпринимателей не освобождают от платежей, а дают лишь отсрочку. Что получит предприниматель по возвращению домой? Лишь огромную задолженность по налогам, страховым взносам и кредитам. И, возможно, уголовную ответственность за невыплату зарплат. Не самая приятная перспектива.
Не удивительно, если в ближайшее время будет волна закрытия ИП и юридических лиц с уходом предпринимателей в число самозанятых, ведь у них всё намного проще: получил выручку – заплатил с неё 4% или 6%. Нет выручки – ничего не платишь. И никаких дополнительных обязательств. Для государства это означает сокращение налоговых поступлений с налога на прибыль (ставки ниже) и потеря части поступлений налога на прибыль и страховых взносов: сотрудники просто перейдут в теневой сектор. А грядущее повышение социальных сборов может лишь ускорить уход малого и микробизнеса в тень.
Мобилизованные предприниматели и их сотрудники – это потенциальные безработные, миллионы людей, которые потом будут вынуждены добывать деньги себе на пропитание любыми способами, включая преступные. Особенно актуально для регионов, где вариантов трудоустройства меньше, а уличные камеры наблюдения встречаются реже. Добавим сюда психологическое состояние вернувшихся с войны, и картина светлого недалекого будущего по всей стране становится все ближе к тем самым страшным 90-м, которыми нас так долго пугали.