Posted 5 октября 2018,, 10:51

Published 5 октября 2018,, 10:51

Modified 7 марта, 16:39

Updated 7 марта, 16:39

Страх автократа: почему наше метро пока лучшее в мире

Страх автократа: почему наше метро пока лучшее в мире

5 октября 2018, 10:51
Мы воспринимаем деньги, выделяемые на содержание метро, как «деньги начальства», но в случае прихода реальной демократии, мы сочтем, что это наши деньги и урежем расходы на его содержание, считает социолог Алексей Рощин.
Сюжет
Метро

За границей по-настоящему понимаешь, что наше московское метро – действительно лучшее в мире. Это так буквально по всем параметрам, и на сегодня никакие мировые столицы не в силах нам ничего противопоставить. С другой стороны – также становится гораздо более ясно, к чему все идет – то есть в каком направлении московское метро будет портиться.

Каковы преимущества московского метро? Ну, во-первых, оно банально самое дешевое. Этому, понятно, немало поспособствовала девальвация рубля, но факт есть факт: даже в дешевой Праге самый дешевый билет выходит дороже, и это при том, что он дает куда меньше возможностей (об этом ниже). Про Париж и Мюнхен я вообще молчу – 1,8 евро за разовый билет в Париже и 2,7 (!) евро в Мюнхене – цены говорят сами за себя.

«Зато» интервалы между поездами в нашем метро намного меньше, и это тоже факт. 6-8 минут там и 1,5-3 у нас – разница тоже существенная. То есть стоит дешевле, а возит быстрее. Бинго!

Однако этими очевидными преимуществами дело не исчерпывается. Я бы сказал, что сама концепция «метроперевозок» у нас в России намного дружелюбнее и удобнее для потребителя, чем на Западе. Она психологически комфортнее!

Объясню, что я имею в виду. В Москве для пользователя метро наша подземка – точно такая же территория города, как и та, что «наверху». Наш пассажир вступает в денежные отношения с владельцами «подземки» только один раз – когда проходит турникет при входе в метро, а дальше мы уже снова свободные граждане – сами себе хозяева. Попросту говоря, нахожусь я на станции «Площадь революции» под землей, или же я нахожусь сверху на самой Площади Революции – я в обоих случаях в своем праве.

Не то в Европе. У «наших», привыкших к халяве у себя в родной сторонушке, само посещение западного метро вызывает некоторый стресс. Просто потому, что там ты в метро находишься на враждебной территории. Ты – потенциальный «заяц». В любой момент какая-то неведомая сволочь может к тебе подойти и затребовать объяснений, на каком основании ты здесь, в метро, находишься! И не дай бог ты не сможешь оправдаться…

Просто в западном метро пассажиров прочно и с самого начала берут за жабры. В Москве продают просто «вход» в метро – а в Германии, Франции и Чехии продают время, в течение которого ты можешь там находиться. Просрочил – пеняй на себя!

Наиболее изощренные издевательства над пассажирами – естественно, у немцев. Там, в Мюнхене, есть, к примеру, так называемый «билет на малое расстояние», за что-то типа полтора евро: так вот он предполагает поездку «не более чем на 2 станции метро». То есть вроде как от Перово не дальше Авиамоторной. А якобы «полноценный» билет в 2,7 евро прямо предписывает, что ты, дескать, «должен следовать по маршруту своего следования» и, главное, «ни в коем случае не в обратном направлении»!! В противном случае – опять-таки штраф.

В парижском метро таких зверств нет; туда пускают, правда, даже не через турникет, а через нечто наподобие шлюза (чтоб и мышь не пролезла!) Однако и там требуется «сохранять билет до конца поездки». Зачем – я так и не понял; однако дочь у меня как-то там чуть не оштрафовали за то, что она предъявила «неправильный билет».

Словом, это неприятно. В московском метро ты чувствуешь себя хозяином, а в европейских – человеком на птичьих правах. Можно, конечно, покупать «дневные» билеты и кататься «как в Москве» (я в Мюнхене так и делал) – однако я здесь стараюсь сравнивать при прочих равных.

А при прочих равных четко видна разница: московский пассажир мирно пасется на травке, а европейца сразу, мягко, но непреклонно при желании пользоваться метро прикрепляют к доильному аппарату. Печально то, что и у нас будет то же самое – по банальной причине: это выгодно. Европейцы ведь не враги себе; их метро берет пассажира за жабры, потому что дело это затратное, а городские бюджеты не резиновые.

Думаю, российский метрополитен до сих пор не перевели на «западный формат» по одной единственной причине: потому что у нас до сих пор нет демократии, причем ее нет в том числе и на городском уровне. «Баловству» с пользованием метро мы до сих пор обязаны существующему в стране авторитаризму.

Дело в том, что всякий авторитаризм всегда мучается от недостатка легитимности. Даже и сейчас: популярность Путина, может, и взлетела, но стал ли он более легитимен – когда все в стране знают, что выборы фальсифицируются и находятся под полным контролем админресурса? Вечная забота авторитарной власти – как-то компенсировать недостаток легитимности популярностью и популизмом.

Поэтому урезать финансирование метро, пусть оно и представляется явно расточительным, авторитарная власть побоится. В этих вопросах предпочитают резать хвост по частям, буквально по кусочку.

А вот если (когда) власть в городе Москва в кои-то веки будет избрана на твердой демократической основе – тут-то нашей вольнице с метро и придет конец. У демократической власти нет проблем с легитимностью, так что они мгновенно введут «зоны», «поездки на малое расстояние» и прочие иезуитские штучки.

«Это невозможно! Люди не станут сами себя урезать!!» - возразят многие. Я предлагаю такую аллегорию из нашей жизни. Возьмем командировочных в солидных компаниях. Им, как правило, предоставляются руководством фирмы наличные перед каждой поездкой – часть на оплату гостиницы, часть на оплату такси. Все это льготы. Допустим, 3 тыс. в день на гостиницу и 500 р. на такси. Людей заставляют по окончании поездки предоставлять квитанции, подтверждающие, что они потратили деньги целевым образом – то есть на гостиничный номер соответствующего класса и на таксомоторы именно этого города.

А если бы не требовали? Есть основания предполагать, что значительная часть командировочных селились бы в каких-нибудь хостелах за 300 р. в день, а ездили бы общественном транспорте – все ради того, чтобы оставить себе больше наличных, увеличить свои «командировочные».

То есть большая часть совершенно добровольно, сознательно УХУДШИЛА бы свои жизненные условия! Зачем?? А просто потому, что у людей совершенно разное отношение к деньгам в зависимости от того, ЧЬИ они в их представлении: если «деньги фирмы» - это одно, если МОИ – совсем другое.

В случае с метро мы все пока что воспринимаем деньги, выделяемые на его содержание, как «деньги начальства». А вот в случае – далеком, но неизбежном – прихода реальной демократии в наши города мы сочтем, что это НАШИ деньги. То есть мы САМИ урежем расходы на содержание нашего метро, САМИ его ухудшим.

Как это уже сделали – и давно – европейцы по всей Европе. Безусловно, в городах есть масса более важных направлений, куда можно направить деньги городского бюджета.

Завтра прокачусь в метро, со светлой тоской понимая, что оно действительно лучшее в мире. Насладимся, пока оно такое...»

Оригинал здесь

"