Posted 5 августа 2020,, 09:46

Published 5 августа 2020,, 09:46

Modified 7 марта, 14:50

Updated 7 марта, 14:50

Предприниматели выбирают «тень»: как выживают на Кавказе

Предприниматели выбирают «тень»: как выживают на Кавказе

5 августа 2020, 09:46
Жители кавказского региона как правило не имеют ни работы, ни пенсии, а потому справедливо считают, что не должны делиться своими доходами с государством, которое для них ничего не делает.

Хабаровский социолог Леонид Бляхер решил в отпуск слетать на Кавказ и делится своими неоднозначными впечатлениями от этой поездки:

«Кавминводы - место сказочное. Особенно для людей 50+. Особых развлекательных изысков не обнаружено. Но, скажем честно, не очень хотелось...Но это мелочи. Есть невероятно свежие продукты. Вы не поверите, но помидоры там пахнут помидорами. И на вкус они помидоры, а совсем не пластмасса. Мясо - смерть веганам. Оно свежее и нежное. Разваривается в миг, а не за привычные несколько часов. Выпечка такая, что при мысли о похудании хочется застрелиться. Есть гигантский парк в Кисловодске и немного меньше в других городах. В парке есть дорожки, по которым невероятно приятно бродить, делая вид, что занимаешься физкультурой. В парке всегда прохладно, даже в самую лютую жару. При мысли, что это чудо - полностью рукотворное (парк 950 га) - оторопь берет.

Множество кафешек с вкусной едой. На самом деле, невкусной еды там просто не обнаружено. Конечно, хотелось бы чуть более грамотных официантов. Но этим и Хабаровск похвастаться не может. Да и мелочи это.

Конечно, в отпуске я, прежде всего, отдыхал. Это было правильно и нужно. Но выключить социолога (или просто любопытную Варвару) оказалось почти невозможно. Конечно, случайных впечатлений для статьи маловато. Но на поделиться в фейсбуке, думаю, хватит.

Первыми протоптали дорожку из Хабаровска в Кисловодск мои добрые знакомые с давних-давних времен. Рассказывая о городе в совершенно восторженных тонах (а он того стоит), они добавляли: но с работой там совсем плохо.

Эту фразу слышал множество раз. И это правда. Работы (должностей, вакансий) там мало. Люди там не работают. В том смысле, что они (очень многие) не ходят изо дня в день по определенным часам на службу, чтобы делать какое-то дело, получая за это какую-то зарплату. Эта выдумка эпохи модерна (работа), там остается на периферии жизни. Там люди именно "предпринимают". Жизнь и хозяйственная деятельность (приватное и публичное) там не разделены от слова совсем.

Недалеко от дома, где я снимал квартиру, был магазинчик. Обычная стекляшка. Но товары в ней лежали двух видов. Первый: стандартный набор от Калининграда до Находки. Эти товары продавщица и, по совместительству, хозяйка, вполне охотно отпускала по карте. Другой, гораздо более интересный набор товаров она просила оплатить наличкой. Мне стало интересно. Разболтались. Оказалось, что магазин - это такое окошко в легальный мир для достаточно большой и разветвленной деловой сети. Кто-то пек вкуснейшие хычины (тонкие лепешки с сыром или мясом), лаваш и другие местные изыски, кто-то делал хинкали, кто-то поставлял свежую молочку и сыры. Как моя собеседница их легализовывала, я не знаю. Но, в принципе, техники известны. А может быть и никак. Принесли, продала, рассчиталась, себе немножко оставила. То есть, легально существует небольшой магазинчик с небольшим же оборотом. В реале существует центр продаж.

И это не исключение, а, скорее, правило.

Когда мои друзья штурмовали Приэльбрусье, я решил, что умный в гору не пойдет, умный снизу все поймет. И сел на долгую беседу с нашим водителем. Он официальный безработный. Получает пособие. При этом, имеет дом, содержит жену, детей, тещу с тестем. Помогает брату из села. Он предпринимает. В сезон возит туристов. По случаю продает в санаториях курортникам или через такие же магазинчики фрукты-овощи, мясо, которые ему привозят родственники. Вне сезона подрабатывает строителем, перепродает и ремонтирует машины и т.д. Позиция это вполне осознанная. "Почему я должен делиться с государством, если оно для меня ничего не делает?". Вопрос о пенсии вызвал смех: Ты веришь, что она у нас будет? Моя пенсия - мои дети. И, по его словам, так живет большая часть населения региона.

Это было бы обычным трепом на экскурсии, если бы я не наталкивался на такие практики в самых разных регионах страны. Причем, в последние годы все чаще и чаще.

Конечно, специализированная деятельность куда привлекательнее и доходнее. Но сегодня риски предпринимательства (фискальные, административные, политические и т.д.) таковы, что люди все активнее делают выбор в пользу "тени". Спокойнее там как-то. Причем, в тень уходят не только в полугородском фронтире. Интернет тоже становится "тенью" для высокотехнологического предпринимательства.

Конечно, можно наложить лапу на переводы онлайн и отменить наличку. Только, вероятнее всего, вызовет это не возврат в "белую" зону, а переход на бартер и развитие систем обхода блокировок в интернете. Я так думаю...»

"