Рус
Eng

Комфорт vs сельпо: чем отличаются «северная» и «южная» концепции супермаркетов

Аналитика
Комфорт vs сельпо: чем отличаются «северная» и «южная» концепции супермаркетов
Комфорт vs сельпо: чем отличаются «северная» и «южная» концепции супермаркетов
5 июля, 10:52Фото: Соцсети
На российском потребительском рынке борются два видения будущего покупателя – «северное», предполагающее, что люди в городе должны жить хорошо и комфортно; и «южное», предполагающее, что люди в городе должны быть довольны, что магазин есть вообще.

Иван Зубов

Процесс импортозамещения в России вызывает повышенное внимание и обывателей, и экспертов. Многим кажется необъяснимым: как при вроде бы точным копировании западного образца, в России очень часто получается нечто совершенно ему противоположное, как это происходит, к примеру, с ресторанами «Вкусно и точка», призванными заменить «Макдональдсы». А вот независимый эксперт по ритейлу Михаил Лачугин сделал крайне любопытное сравнение двух популярнейших сетей российских супермаркетов, одна из которых успешно скопировала европейское ноу-хау, а другая – не очень:

«Небольшое наблюдение. В Петербурге, в районе станции метро Нарвская, недавно открылся новый "Магнит". В этом же здании, где он открылся, давно существовала "Пятёрочка", причём она пока не обновлена - поэтому предыдущей версии (2015-2016 годов). Так вот, в "Магните": двери надо открывать руками, касс самообслуживания нет, душно, скуднейший ассортимент. В "Пятёрочке" - двери раздвижные, прохладно, кассы самообслуживания есть. В "Магнит" никто не заходит, почти все идут в "Пятёрочку". Глядя на такой подход, который в мелочах, понимаешь, почему у "Магнита" не складывается в СПб. И никакими новыми форматами это не исправить, если люди, отвечающие за развитие сети, не работают "в полях" и не видят столь элементарных мелочей.

Понятно, что это локальное сравнение и, может быть, не везде так. Однако открывать магазин рядом с конкурентом, не учитывая важных деталей, весьма странно…»

Аналитик канал «Деньги и песец» комментируя это наблюдение, добавляет несколько крайне важных нюансов:

«Я скажу больше – «столкновение» между «Пятёрочкой» и «Магнитом» - это столкновение между двумя концепциями развития потребительского рынка в России.

Первая концепция, назовем ее «северной», которая сейчас оказалась под ударом, предполагала, что потребительская модель жителя РФ ориентируется на европейские стандарты – сравните ту же «Пятёрочку», придуманную, кстати, в Петербурге, как она была четверть века назад и какая она сейчас – российский продуктовый ритейл вообще добился за последние 30 лет исключительных результатов.

Другая история, «южная» («Магнит» - придуман, кстати, в Краснодаре). Это история, которая заставляет вспомнить «советское сельпо». Только «сельпо», разросшееся до грандиозных масштабов. Это магазин «чтобы было». И ведь не скажешь, что в «Магните» - чего-то нет, как чего-то не было в магазине в СССР – в «Магните» вроде все есть, но… ничего лишнего. Этакий потребительский минимализм – тот самый, к которому катится сейчас российский рынок.

Так что сейчас на рынке РФ борются два видения будущего покупателя – «северное», предполагающее, что люди в городе должны жить хорошо и комфортно; и «южное», предполагающее, что люди в городе должны быть довольны, что магазин есть вообще, и в нем есть товары из минимальной корзины, а кто хочет разносолов и ассортимента – так пусть заводит свой огород и опирается на собственные силы.

А пока страна выбирает между условными «Пятерочкой» и «Магнитом», условная «Москва, принимающая решения» ходит в «Азбуку вкуса», в рестораны и заказывает еду на дом…»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter