Posted 5 мая 2022, 11:27
Published 5 мая 2022, 11:27
Modified 7 марта, 12:34
Updated 7 марта, 12:34
Падение доходов населения, по прогнозам, станет одним из главных катализаторов социальной напряженности и роста общих депрессивных настроений аполитичных масс, пишут эксперты канала «Незыгарь». Новая реальность уже стала основанием для пересмотра потребительских и маркетинговых стратегий, однако адаптационные механизмы по принципу «девяти яиц в одной упаковке» вряд ли дадут ожидаемый эффект.
Снижение потребительских ожиданий не сможет в полной мере компенсировать все социально-психологические последствия кризиса: по мнению экспертов, экономический кризис усилит социальную тревогу, семейные и бытовые проблемы, а также проявления аномии (криминал, алкоголизм, внутрисемейные конфликты, наркомания, рост числа суицидов и т.д.).
Закрытие доступа к дешёвым кредитам при начавшейся спирали перекредитования и микрофинансовой зависимости, пик которой среди беднейших слоев общества был достигнут в прошлом году, рискует наложиться на сокращение покупательской способности достаточно быстро.
Закредитованность населения в настоящий момент оценивается в 56%, а в отдельных регионах (Башкирия, Алтайский край, Оренбургская, Новосибирская области) превышает 80%.
По прогнозам аналитиков, особенно острое падение реальных доходов скажется на регионах, где доля доходов, необходимых для закрытия долгов перед банками уже превысила 85% (Тыва, Калмыкия).
Несмотря на повышение ключевой ставки и общий рост потребительской неопределенности, эксперты отмечают значительный прирост объемов и сумм кредитных и ссудных задолженностей по всем регионам.
Темпы прироста закредитованности особенно высоки в регионах, где реальный годовой заработок большинства населения существенно ниже официальных среднерегиональных показателей: в Сахалинской области и ЯНАО рост закредитованности обгоняет Москву и Санкт-Петербург при почти трехкратной разнице в зарплатах.
Общий прирост задолженности уже пересек отметку в 35%, что опережает даже самые пессимистичные прогнозы падения реальных доходов населения в результате инфляции.
Отмечается, что оперативный ввод правительством возможности перехода на кредитные каникулы в марте этого года пока не принес ощутимого результата: за прошедшие два месяца опцией смогло воспользоваться не более 1000 человек в среднем на регион, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
Эксперты указывают на необходимость разработки более системных и доступных для граждан программ по выводу населения из долговой ямы. При этом государству придется делать выбор между ВВП и собственным населением. «Беднейшие регионы страны стремительно накрывает инфляцией и новыми кредитными ставками, уже выводящими срок долгового коллапса в рубеж одного года или даже нескольких месяцев. Кредитные активы занимают более 74% ВВП, из которых уже как минимум 9% выходит за пределы зарплатных возможностей своих заемщиков.
С приходом реальной инфляции в начале июня этот показатель удвоится, а уже к началу осени перейдет в разряд угрозы номер один для российской экономики. Опционные возможности государства окажутся ограниченными: либо отпустить ключевую ставку и инфляцию, позволив населению продолжать свободное падение в глубокую долговую яму, либо срезать еще 5-10% ВПП, объявив кредитную амнистию для наиболее обнищавших слоев населения. Осенью оба эти варианта окажутся лишь малой платой за отсутствие адекватных мер поддержки населения и согласованности между поддержкой Правительства и действиями Центробанка сегодня», - отмечают эксперты.