Posted 4 декабря 2019,, 09:46

Published 4 декабря 2019,, 09:46

Modified 7 марта, 15:11

Updated 7 марта, 15:11

Женщины, которые поют: как страна меняет свои архетипы

Женщины, которые поют: как страна меняет свои архетипы

4 декабря 2019, 09:46
Культурная легитимация российского режима путем внесения в его тело некогда блиставших персонажей говорит о полном отсутствии самой среды, из которой они могли бы происходить естественным путем

Алина Витухновская, писатель

К сожалению, красота не тождественна субъектности. И если вы не самодостаточны, но при этом красивы, то скорее всего, вас возьмет в оборот общественное мнение — мечущийся консенсус, постоянно меняющий свои формы, язык и предпочтения. К слову, если вы и красивы, и самодостаточны, общественность все равно осудит вас, приклеив ярлык «нарцисса». Заметьте, как сплетены здесь психиатрия, психология и общественная мораль. Все они являют собой управленческую схему подавления индивида. Признаюсь, назвать эгоизм и сконцентрированность на себе болезнью — это чересчур. Это еще и дань коллективизму, социализму, всем отходящим в историческое небытие негативным социальным моделям.

В Советском Союзе, по большому счету, красота никогда не ценилась, она вызывала зависть и агрессию. Потому что даже в самые нищие времена красота и благородство черт сигнализировали о социальном неравенстве, о некой подлинной иерархии, которую стремились разрушить социалисты и марксисты, навязав псевдоиерархию трудового улья, насекомоподобного кафкианского общежития.

Поэтому архетипической красной дивой, символом женского начала страны сделали очень среднего уровня певицу с заурядной внешностью — Аллу Пугачеву. Чтобы одновременно и удовлетворять запросы, и не травмировать эго типических «работниц» и «крестьянок» — от продавщиц сельпо до учительниц, чиновниц и депутатш. Тем более, «женщина, которая поет» — это уже не просто «баба с веслом», стоявшая в каждом парке культуры каждого города в СССР, с крепкой спиной и широкими бедрами, это нечто, символизирующее развитие предыдущего образа, но с большей претензией на культурность и социальность. От грубой псевдогреческой стилистики до псевдоримской имитации «поющей богини» — именно таков жизненный цикл советского культурного женского образа.

Дальнейшая эксплуатация того, что когда-то называли «секс-символом», привела к ситуации, когда постмодернистская уже среда начала требовать постоянных обновлений, столь частых, что за количеством вновь вспыхивающих звездочек уже было просто не уследить. Наступили 90-е, призвав на сцену такую характерную представительницу новой волны как Наталья Ветлицкая. Как и все яркое и скоротечное, звезда Ветлицкой, казалось бы, уже погасла навсегда, а сама певица скрылась за границей, погрузившись в туман будней, но нет. И тем страннее выглядит ее появление здесь сегодня, словно бы возвращение в дурной, повторяющийся сон современной России, окунувшейся в удушливую атмосферу тоталитарности.

В целом, следует отметить, что такой древний способ управленческого удержания внимания масс как женский, либо мужской героический или даже «секс-символ», безотносительно его боевых, трудовых, вокальных и прочих артистических способностей, уже давно морально устарел. Вслед за героикой прошлых войн и революций, постепенно растворяются, стремительно теряют актуальность символы и образы, связанные с модернистским воплощение «архетипов местности», как еще раньше они потеряли свою значимость там, где они когда-то были открыты, либо изобретены.

Однако с учетом того, что в Россию поступают на обкатку лишь самые спорные и неоднозначные культурные проекты (как, например, марксистский), обращение к формам и образам давно минувших дней не только не дает нужного эффекта «возрождения» через классику, а напротив — обнажает всю нелепость скопированного «под старину» новодела. И как здесь уже повелось, все держится на инерции масс, неспособных осознать всей несвежести и патогенности скармливаемого им культурного контента.

Что интересно, сегодняшняя Ветлицкая была буквально призвана из небытия с вполне конкретной целью — служить вероятной заменой тому самому образу «поющего божества», а также для того, чтобы стать предметом перманентной «классовой» зависти миллионов российских женщин, прежде всего к ее буржуазному виду, манерам и подробностям роскошной жизни на фоне стремительно нищающей России. В свое время страна, буквально выдавившая за свои пределы нестандартно красивую и безусловно, талантливую певицу, была позже вынуждена сделать ей «предложение, от которого невозможно отказаться».

Культурная легитимация существующего российского общественно-политического строя путем внесения в его тело некогда блиставших персонажей, прежде всего, говорит о полном отсутствии самой среды, из которой они могли бы происходить, что называется, естественным путем, не говоря уже о том, что существующие и поддерживаемые по остаточному принципу «ветераны сцены» — такие как Алла Пугачева и преисполненная по-настоящему трансильванской, «сатанинской», хтонической энергетики София Ротару, в настоящем уже представляют собой скорее антирекламу самих себя, чем средство по вызову необходимой ностальгии у переходных поколений, родившихся еще при СССР и заставших его трансформацию в нынешнюю форму государственности.

"