Posted 4 декабря 2019,, 16:54

Published 4 декабря 2019,, 16:54

Modified 7 марта, 15:11

Updated 7 марта, 15:11

Деление на два: Индия пытается удержать мятежный Кашмир

Деление на два: Индия пытается удержать мятежный Кашмир

4 декабря 2019, 16:54
Спустя месяц после конституционной реформы, фактически упразднившей штат Джамму и Кашмир, ситуация там остается напряженной, но до вооруженного мятежа дело не дошло
Сюжет
Война

О новой и достаточно необычной попытке властей Индии решить сложнейшую 70-летнюю проблему своего мятежного штата Джамму и Кашмир, в котором преобладает мусульманское население, пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист, индолог Евгений Пахомов.

Дело в том, что в августе Нью-Дели объявил об упразднении Джамму и Кашмира и создании на его месте двух союзных территорий (административная единица, имеющая гораздо меньше прав, чем штат). Первая сохранила название Джамму и Кашмир, вторая – Ладакх. С этой целью парламент Индии внес поправки в Конституции, отменяющие особый статус штата. Поскольку решение вступило в силу в конце октября, можно подвести итоги первого месяца.

Объявляя об этом решении премьер-министр Индии Нарендра Моди заверил, что Джамму и Кашмир долго не останется союзной территорией, но когда он вернет себе прежнее положение и вернет ли вообще, неясно.

Корень этой проблемы уходит в колониальные времена, когда британское правительство давало нескольким сотням княжеств, из которых состояла Индия, определенное самоуправление и даже позволяло иметь собственные армии. Но с уходом Британии все изменилось, бывшая колония разделилась на Индию и Пакистан по религиозному признаку, а независимости отдельных княжеств пришел конец. Правда, поначалу они с этим не смирились и попытались сопротивляться новой власти, так что индийскому правительству пришлось проводить настоящие армейские операции.

Особенно много проблем принесло княжество Кашмир на севере страны. Мечтая о независимости, его правители не присоединились к Пакистану, пока это было возможно, а когда наступила угроза гражданской войны, попросили помощь у индийского правительства, так что в результате им пришлось подписать Акт о вхождении Кашмира в состав Индии. А вскоре Кашмир оказался разделенным между Индией и Пакистаном, тогда и появился штат Джамму и Кашмир, ставший источником постоянных проблем для страны. При этом там постоянно тлеет угроза войны, временами разгораясь не на шутку. Кто-то хочет добиться полной независимости, кто-то – отойти к Пакистану, кто-то – остаться в Индии. Причем обе страны полагают часть Кашмира, находящуюся по другую сторону границы своей, но незаконно оккупированной соседом территорией.

Исламабад требует провести в Кашмире плебисцит по вопросу о присоединении к одной из стран, а Нью-Дели утверждает, что это событие произошло еще в 1951 году, когда конституционное собрание штата Джамму и Кашмир «в рамках демократической процедуры» ратифицировало вступление в состав Индии.

Теперь же территориальная реформа привела к тому, Джамму и Кашмир вообще утратил свои привилегии, то есть особый статус, установленный еще британцами, закрепившими право владеть землей и недвижимостью в этом княжестве только за коренными жителями. Что не дает возможности переселяться туда жителям других регионов перенаселенной Индии. Кроме того, этот штат имел множество других, отличных от остальной страны законов.

Правящая Индийская народная партия, которая стоит на проиндусских позициях, давно призывала отменить 370-ю статью Конституции, но сам Моди поначалу не решался на столь радикальный шаг, несмотря на обещания. И только повторно и с огромным отрывом от конкурентов, выиграв выборы весной этого года, он все же решился. Поскольку в отличие от штатов, союзные территории управляются из центра, власти смогут теперь действовать там предельно жестко и без оглядки на кашмирские политические элиты.

К тому же поделив бывший штат на две территории – Джамму и Кашмир и Ладакх, власти отрезали от исторического Кашмира большую часть, население которой поддержала этот шаг. Ведь около 40% жителей Ладакха – это буддисты, которые не прочь зажить относительно самостоятельно.

Объявив о своем решении, Нью-Дели ввел в регион дополнительный контингент военных и военизированной полиции, и принял несколько других мер безопасности, но сейчас ограничения начали снимать.

До вооруженного мятежа, который ожидали многие, дело не дошло, но и спокойствия пока мало: за месяц в перестрелках с экстремистами и в ходе терактов погибли три сотрудника правоохранительных органов и 17 мирных жителей, еще 129 гражданских лиц были ранены. Арестованы более 5 тысяч человек, в числе которых известные политики. Правда, сейчас подавляющее большинство из них выпущены на свободу.

Пока что оптимисты уверены в том, что политика центральной власти принесет плоды. Но вот пессимисты утверждают, что весной, когда растает снег на перевалах, могут начаться проблемы. В любом случае, правительству, решившемуся на такие кардинальные перемены, отступать некуда.

"