Posted 4 августа 2021, 19:06
Published 4 августа 2021, 19:06
Modified 7 марта, 13:18
Updated 7 марта, 13:18
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Когда возраст выхода на пенсию и для женщин, и для мужчин увеличился на полгода, количество пенсионеров сократилось более чем на 300 тысяч человек. На столько же меньше стало бы получателей пенсий и в прошлом году, если бы не пандемия. Избыточная смертность в нашей стране унесла, в первую очередь, стариков. Из-за этого число пенсионеров сократилось на 568 тысяч человек. В первом квартале этого года сокращение составило уже 379 тысяч человек.
Для чего делалась пенсионная реформа? Для того, чтобы уменьшить число получателей пенсий и ослабить нагрузку на экономику. Однако последние наблюдения, когда при сокращении на 1,27 миллиона человек пенсии остальных уменьшаются, заставляют даже самых больших оптимистов задуматься, все ли ладно в пенсионной системе, и почему, когда число «пайщиков кооператива» падает, остальным достается не больше, что было ли логичным, а меньше. Получается, что размер пенсий не так уж и зависит от количества пенсионеров. Это подтвердила профессор РЭУ им. Г.В.Плеханова Юлия Финогенова. Каждому пенсионеру пенсия рассчитывается на основе формулы, в которую входят такие параметры как стаж, возраст выхода на пенсию, зарплата до пенсии и повышающие коэффициенты.
- Не количество пенсионеров влияет на размер пенсии, а входные параметры. - говорит Юлия Финогенова.- Безусловно, в этой формуле есть фиксированная часть, страховая, накопительная. Это регулируется государством. Та маленькая сумма, которая была накоплена к моменту заморозки накопительной пенсии, те пенсионеры, которые сейчас выходят на пенсию, имеют право на какую-то единовременную выплату, если размер накопления меньше 5% пенсии, либо растянутую на определённое количество лет. Когда мы говорим про структуру пенсии, мы не можем игнорировать то, что у кого-то есть накопительная пенсия. Но 90% пенсионеров полагаются на страховую и фиксированную пенсию.
Повышения, которым так радуются российские старики, касаются в первую очередь фиксированной и страховой части. Их Пенсионный фонд получает прямиком из бюджета.
Вообще, схема индексации или неиндексации пенсии достаточно сложная, признают даже ученые-экономисты. Часть людей вообще не получают никакой прибавки. Но согласно прошлогоднему указу, который определяет национальные цели развития, правительству была поставлена цель о несокращении пенсии в реальном выражении, говорит заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Это требование относится к страховой части пенсии неработающих пенсионеров. Его правительство выполняет. С остальными ситуация другая:
- Пенсии не растут, потому что у нас большая доля людей, которые продолжают работать на пенсии. Им пенсии совсем не индексируется, а средняя динамика приводится по всем пенсиям. Во-вторых, в этой средней динамике сидят ещё социальные пенсии, которые индексируются только на динамику прожиточного минимума, который у нас растёт по динамике, слабо зависящей от роста цен. Изменение прожиточного минимума связано с изменениями прожиточной корзины. Оно оказывалось меньше, чем индекс потребительских цен. Поэтому индексация была почти в два раза ниже, чем у страховых пенсий в этом году.
Несмотря на всю предвыборную риторику думцев, трансферы из бюджета в Пенсионный фонд не так уж и велики. Основную часть бюджета ПФ составляют страховые взносы, доплаты из федерального бюджета не превышают 600 миллиардов рублей. Доходы Пенсионного фонда за прошлый и нынешний год действительно просели. Из-за пандемии часть секторов экономики оказалась под ударом, поэтому зарплаты, с которых платятся взносы, не выросли. Но и государство решило помочь пострадавшим отраслям и сократило их взносы в Пенсионный фонд. Получилось как всегда – одним помогаем, у других забираем.
В том, что доходы самой уязвимой категории граждан падают, виноват не Пенсионный фонд, а сама система, а точнее сказать, экономика, напоминает Юлия Финогенова:
- На благосостоянии сказывается размер зарплат. А здесь уже пенсионная система ничем не может помочь экономике. Она является производной экономики. Если экономика работает плохо, начинаются проблемы со сбором денежных средств, с размером пенсии. Человек мало зарабатывает, соответственно, имеет право мало получить. Действительно, дальше происходит уравниловка между теми, кто не работал и теми, кто работал всю жизнь.
На самом деле, российские пенсионеры в процентах от зарплаты получают не намного меньше, чем в мире. Коэффициент замещения составляет в России около 40%, в других государственных пенсионных системах он не превышает 50%. Только размер зарплаты у нас совсем другой, чем в Европе. Но экономисты говорят, что государственная пенсионная система не ставит цель обеспечить комфортный уровень жизни пожилым гражданам, это защита от нищеты в старости. Российская пенсионная система очень сильно перераспределяет доходы. Если неравенство по зарплатам в стране очень высокое, то неравенство по пенсиям очень низкое. Если на пенсию выходят люди с низкими заработками, то размер пенсии сопоставим с размером их зарплаты. Для высокооплачиваемых работников начисляемые им пенсии нельзя даже при всем желании сравнить с утраченным заработком. Поэтому экономисты советуют тем, у кого есть деньги, позаботится о своей старости самим, покупая недвижимость или откладывая деньги.
Чтобы пенсии выросли, изменения должны происходить за рамками пенсионной системы, говорит Оксана Синявская:
- Главная проблема нашей пенсионной системы – это низкие заработки. При таких зарплатах и растущем сегменте нестандартной занятости, не только неформальной, это не только скрытые доходы, но и разные формы самозанятости, у нас сокращается постоянно число плательщиков пенсионных взносов.
Несмотря на это, у молодых поколений сохраняется зависимость от государственной пенсионной системы. Начиная с 2014 года, когда государство заморозило пенсионные накопления, у тех, кто вышел на рынок труда после 2014 года, никаких накоплений нет вообще. Государство фактически подвесило все население на одной пенсионной системе, а это очень опасно, поскольку вся конструкция очень уязвима, говорит Оксана Синявская.
- Если мы посмотрим на развитые страны, то там присутствует сочетание источников доходов. Например, всех манила Швеция с их решением о пенсиях, но в Швеции государственная пенсионная система – это один из доходов, который дополняется очень развитыми профессиональными пенсионными системами плюс самыми разными частными сбережениями. У нас люди по-прежнему зависят от того, сколько им заплатит государство, ну и насколько хватит их здоровья работать.
Ясности в том, как обязательная пенсионная накопительная система будет трансформироваться в добровольную, нет. Оксана Синявская не верит, что замороженную накопительную часть когда-нибудь разморозят. Кроме того, эти накопления были признаны собственностью Российской Федерации, поскольку ее платили работодатели, и поэтому ее признали разновидностью налогов. С Синявской согласна Юлия Финогенова – про накопительную часть пенсии можно забыть:
- Но никто не знает, каким образом будет реализована добровольная система, то есть, передача денег из обязательной системы в добровольную систему. Вот в чём дело. Повторюсь: в 2019 году была озвучена концепция гарантийного пенсионного плана, а потом всё заглохло. Сейчас я даже не знаю, о чём думать и как это всё должно выглядеть. Это должно было решать правительство ещё 2020 году. На дворе уже 2021, а воз и ныне там.
Но один источник доходов пенсионной системы – рискованное решение. Любой кризис подрывает ее стабильность. Оксана Синявская и ее коллеги делают разные оценки индекса активного долголетия и качества жизни людей старшего поколения. Как только наступает кризис, будь то кризис 2014-2015 годов, или низкая индексация в 2016 году или ее полное отсутствие, мгновенно падают все оценки, как объективные, так и субъективные. Люди не уверены в достаточности доходов и не удовлетворены жизнью, активность падает, люди перестают путешествовать и ходить в театры и в кино:
- Снижение доходов после кризиса 2014 года, слабый рост в 2018-2019 годах и теперь пандемия – это стабильности не дает. Любое потрясение становится ощутимым для российских семей. Мы видим из исследований, когда мы разговариваем с людьми старшего возраста, основные страхи связаны со здоровьем. До тех пор, пока здоровье в порядке, люди оценивают свою жизнь неплохо, несмотря на низкий размер пенсии. Главное, что они высказывают – это не дай бог заболеть, и тогда никаких денег не хватит, а дети непонятно, смогут ли помочь.
Чтобы понять, как реформировать пенсионную систему, нужен открытый диалог между экспертами, чиновниками, работодателями, профсоюзами, но как говорят экономисты, такого диалога нет. Компромисс искать необходимо, потому что нужно переходить к системе, которая не будет зависеть только от одной заработной платы. Есть разные варианты – от передачи пенсионных выплат в бюджет до создания социального страхования с более широкой базой взносов. Синявская предлагает создать Совет по пенсионной реформе, по аналогии с национальным советом, который работал при президенте в 2000 году, когда планировалась реформа 2002 года. Но пока эти модели обсуждают одни ученые. Ни чиновников, ни работодателей на этих обсуждениях нет.