Рус
Eng

Профессия за миллион. Сколько российские вузы просят за обучение в 2022 году

Аналитика
Профессия за миллион. Сколько российские вузы просят за обучение в 2022 году
Профессия за миллион. Сколько российские вузы просят за обучение в 2022 году
4 июля, 11:37Фото: Яндекс-дзен
Приемную кампанию в этом году спокойной не назовешь. Россия отказалась от болонской системы, что в перспективе 2-3 лет приведет к реформе высшего образования. А еще экономический кризис, что не добавляет уверенности абитуриентам. «Новые известия» узнали, сколько сейчас стоит «вышка» и насколько эта цена обоснована.

Алекснадр Дыбин

Опрошенные «Новыми известиями» эксперты отмечают, что в этом году вузы получили установку не повышать цену обучения выше показателя инфляции. Но не все к этому прислушались. Мы изучили прайсы ведущих вузов страны и пришли к выводу. Цены – кусаются. Тем не менее, найти высшее образование по карману все же можно, но для этого придется пожертвовать престижем, и, наверное, качеством обучения. Эксперты сходятся во мнении, топовые вузы потому и дороги, что привлекают лучших педагогов.

Наверное, самый известный российский вуз МГУ имени Ломоносова к ценообразованию в 2022 году отнесся консервативно. Цену на обучение он не менял с 2019 года. Но она и без этого не бюджетная. Разброс цен на очное обучение на бакалавриате (далее все цены будут приведены именно для этого варианта) не большой от 390 до 436 тысяч рублей. А одна из самых дорогих специальностей – инноватика. Близок по цене обучение Московский физико-технический институт: одна из дешевых специальностей «прикладная математика и информатика» - 324 тысячи, самые дорогие: «ядерная физика и технологии» и «техническая физика» – 420 тысяч рублей в год. МИФИ на этом фоне выглядит очень демократично от 128 тысяч за «бизнес-информатику» до 165 тысяч за «ядерную физику».

Рекорды бьют два следующих столичных вуза. В Высшей школе экономики разброс цен составляет от 390 тысяч до 770 тысяч в год. Максимальную стоимость просят за специальность «публичная политика и социальные науки». Чемпионом оказался МГИМО, где год учебы на самой недорогой специальности «Международные экологические проблемы» обойдется в 561 тысячу рублей. А специальность «международные финансы» почти преодолела психологическую отметку в миллион рублей - 998 тысяч за год обучения.

В Санкт-Петербурге лидером по размеру оплаты является СПБГУ, где за «международный менеджмент» просят 569 тысяч рублей. Но есть и «недорогие» специальности: «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» - 225 тысяч, «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» - 219 тысяч. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого самой дорогой профессией стал «дизайн» - 400 тысяч в год, а самой доступной «Прикладная математика и информатика» – 200 тысяч. В ИТМО разброс цен от 208 до 283 тысяч, а в Горном университете, обучение стоит 400 тысяч независимо от направления.

В Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете разброс цен от 102 тысяч в год на педагогическом направлении и 155 тысяч в архитектуре. В Томском политехническом от 149 до 295 тысяч, Уральском федеральном университете от 150 тысяч до 286.

Депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета по просвещению Яна Лантратова полагает, что вопросы к размеру стоимости обучения в вузах есть.

«Зачастую, высшее образование становится услугой для обеспеченных людей. Прежде всего, потому, что бюджетных мест гораздо меньше, чем желающих учиться, - сообщила «Новым известиям» депутат, - многие родители вынуждены сначала оплачивать услуги репетиторов, чтобы подготовить ребёнка к поступлению, а потом ещё и само обучение в вузе. Они постоянно об этом говорят. Поступившим на бюджет тоже, порой, приходится непросто. Стипендии, как известно, у них совсем маленькие. На каждой встрече со студентами ребята говорят мне о том, что надо повысить размер стипендии. Согласна, что он должен быть не ниже МРОТ. С такой инициативой выступила наша фракция. Социологические опросы показывают, что большая часть студентов совмещают учебу с работой. Многим не хватает денег на жизнь. Это отнимает время от учебы. А, зачастую, ребята бросают учебу, бросают возможность заниматься наукой, и учебные заведения теряют талантливую молодежь».

Член общественной палаты России Олег Дубровин, ранее работавший проректором Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) полагает, что в нынешних условиях, платное обучение не всем доступно, но тем не менее, остается лучшей инвестицией в своего ребенка.

«Безусловно, это дорого, и цена не для всех, - говорит эксперт, - но с другой стороны это лучшее вложение, в образование, в будущее своих детей. Кроме того, есть масса возможностей поступить на бюджетные места. И высокая цена – это серьезная мотивация для детей учиться в школе и поступить именно на бюджет».

Ректор Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан Данияр Абдрахманов отмечает, что кроме топовых вузов, есть масса других ученых заведений, которые пусть не такие престижные, но зато позволяют получить высшее образование по приемлемой цене. И в этом году ситуация для таких вузов, большинство из которых региональные, как раз благоприятная, так как возможности ехать учиться за границу практически нет, а экономическая ситуация оставит дома тех абитуриентов, кто рассматривал учебу в столицах. Поэтому вузы в регионах выстраивают свою ценовую политику с оглядкой на соседние регионы и экономическую ситуацию.

«Каждый вуз ведет собственную калькуляцию, стараемся держать доступные цены, ниже чем в других вузах региона, впервые за 30 лет существования, получили федеральные бюджетные места, - говорит эксперт, - если говорить о топовом сегменте, что да, там заложен имиджевый момент, вуз берет определенную стоимость за громкое имя. Во многом это оправдано, так как из этих средств идет оплата высококлассных преподавателей».

Сенатор Людмила Скаковская, ранее работавшая ректором Тверского государственного университета в беседе в корреспондентом «Новых известий» отметила, что считает нынешние цены на обучение вполне обоснованными.

«Стоимость обучения рассчитывается не только в зависимости от региона, но и в зависимости от востребованности и потенциальной заработной платы специалиста той или иной специальности, - говорит сенатор. - Высшая школа экономики ежегодно проводит исследование итогов летней приемной кампании в российские вузы. Исходя из мониторинга, можно заключить, что наиболее дорогими направлениями в среднем по стране являются дизайн, а также направления, связанные с водным и авиа транспортом, востоковедением и искусством. Это не только очень востребованные, но и очень хорошо оплачиваемые профессии. Важно также помнить, что средства, полученные вузом за обучение, идут на самые необходимые для университета вещи. Прежде всего, на зарплату преподавателей, сотрудников и обслуживающего персонала вуза, ремонты кабинетов, закупку технической базы и т.д. В целом на стоимость обучения влияют различные факторы: статус вуза, территориальный коэффициент, показатели эффективности, востребованность специальности на рынке труда, форма обучения и др. Окончательное установление стоимости обучения определяется вузами самостоятельно, с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательных услуг».

Рассуждая о стоимости обучения в вузе, важно видеть всю картину сразу, сколько придется заплатить за весь срок учебы, и сколько выпускник будет получать после обучения. Так чтобы, получить диплом специалиста по тому же музейному делу в СПБГУ придется заплатить миллион. А если пойти работать по специальности, то сколько будет получать молодой музейный работник? 20-30 тысяч в месяц? Сколько будет отбиваться такой диплом? По мнению ректора Башкирской академии государственной службы Данияра Абдрахманова даже такие расчеты не отобьют желания получить высшее образование.

«Есть социальные установки в обществе, которые требуют обязательного получения высшего образования, - говорит эксперт, - но есть и другой тренд, когда родители или абитуриент понимают, что им достаточно получить уровень среднего образования и сосредоточиться на работе, которая сразу приносит оправданный доход. Но на мой взгляд, это ошибочная стратегия. Так можно остаться за бортом жизни. Учеба в вузе становится продлением молодости, когда человек не стоит перед необходимостью трудоустройства, создания семьи, не должен нести обязательства, а моет посветить себя не учебе, творчеству. Всего этого он лишится, когда выйдет на работу».

Сенатор Людмила Скаковская отмечает, что в стране есть дисбаланс в сторону увеличения бюджетных мест. Так, в предстоящем учебном году более 64% выпускников школ смогут претендовать на бюджетные места, а в 2023 году - 67%. В 2022 году на бюджетные места смогут поступить 588 тысяч человек, что на 11,5 тыс. человек больше, чем в прошлогоднюю приемную кампанию.

«Необходимо подчеркнуть, что количество обозначенных бюджетных мест для российских абитуриентов остается прежним. Абитуриенты из ЛНР и ДНР могут поступить в вузы РФ по квоте правительства для обучения иностранных граждан, которая на предстоящий учебный год увеличена и составила 23 тысячи мест, - говорит сенатор, - важно отметить, что для студентов, обучающихся платно, есть множество программ поддержки. Например, можно оплатить обучение средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом. На начало 2022 года Сбербанк предлагает процентную ставку в 15,37% годовых, из которых заемщик оплачивает только 3%, а остальное компенсирует государство. Не стоит забывать, что студенты, которые учатся на «отлично» и «хорошо», имеют очень хорошие шансы перевестись на бюджет, если на направлении освободились бюджетные места, что бывает довольно часто».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter