Posted 4 июля 2017, 12:25

Published 4 июля 2017, 12:25

Modified 8 марта, 01:57

Updated 8 марта, 01:57

Handelsblatt выяснила, кто и как зарабатывает на войне в Сирии

4 июля 2017, 12:25
Нефть в обмен на оружие, так звучит формулировка, на которой должны были сойтись сирийское правительство и российский бизнесмен Евгений Пригожин, - пишет немецкая финансово-экономическая газета Handelsblatt

Российские газеты уверены: конкретно компания Пригожина «Евро Полис» обязуется завоевать для правительства Башара Асада нефтеперерабатывающие предприятия и месторождения нефти и газа и защищать их от нападений террористических вооруженных формирований ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ, — прим. перев.).

За это она получает права на добычу четверти разведанных там запасов. Если военные расходы будут выше, то они будут зачислены особо. Соответствующее заявление о намерениях должно было быть подписано еще в декабре сроком на пять лет, сообщает петербургская интернет-газета «Фонтанка» со ссылкой на источник в российском министерстве энергетики. Министерство официально назвало это соглашение «секретом фирмы» и отказалось от дальнейших комментариев.

Сирийский министр нефти и минеральных ресурсов Али Ганем (Ali Ghanem) подтвердил в одном интервью запланированное сотрудничество обеих стран в нефте-газовом секторе, а также встречу с российскими нефтяными фирмами, «работающими в Сирии». Имена не назывались. Представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что ему ничего не известно о таком соглашении. «У нас нет никакой информации на этот счет». Кремль также не следит за интересами российских бизнесменов за границей, сказал Песков.

Об активности «Евро Полиса» в Сирии говорят многие факты: фирма, созданная только в 2016 году, в начале года значительно увеличила свой начальный капитал и изменила свой профиль. Из обычной торговой компании, торговавшей прежде всего продуктами питания, она стала согласно регистру фирмой по добыче нефти, газа и руды с концессией на добычу за границей. В мае «Евро Полис» открыл филиал в Дамаске. Ответственность за военную составляющую этой сделки взял на себя генеральный директор Олег Ерохин. У ушедшего на пенсию сотрудника органов правопорядка из Санкт-Петербурга имеются тесные контакты с главой службы безопасности Пригожина Евгением Гуляевым. Эта служба безопасности в свою очередь тесно связана с частной военной компанией наемников «Вагнер». Она названа по псевдониму бывшего подполковника Дмитрия Уткина из российской военной разведки ГРУ, который руководит этим подразделением. Члены этого подразделения тренируются вместе с российскими солдатами и спецподразделениями, они принимали участие в операциях в Крыму, в Восточной Украине и позже также и в Сирии.

Хотя наемничество в России, собственно говоря, запрещено, это подразделение должно было участвовать также и в завоевании Пальмиры — там находятся главные источники нефти. Некоторых членов этого подразделения позже наградили в Кремле. Соответственно «Вагнер» мог взять на себя и задания по обеспечению безопасности «Евро Полиса». Однако о том, насколько высоки доходы, пока можно только догадываться: Ганем в последний раз оценил ежедневную добычу в 8 тысяч баррелей нефти и в девять миллионов кубометров газа. Поэтому ввиду ограниченного объема добычи о «сверхприбылях» пока рано говорить, считает Владимир Милов, бывший вице-министр энергетики России. Но это дело перспективное: разведанные запасы нефти в стране оцениваются в 2,5 миллиарда баррелей, запасы газа в 241 миллиард кубометров. В 2002 году, на пике производства, ежедневно добывалось 677 тысяч баррелей нефти.

Сам Пригожин, глава «Евро Полиса», не из нефтяного бизнеса, а свой первый капитал заработал в ресторанном бизнесе и в кейтеринг-сервисе в Санкт-Петербурге — в то время, когда Путин был там в городском управлении. После многочисленных государственных приемов, которые он организовал, на него обратили внимание СМИ. Сначала он угощал Путина на своем корабле-ресторане «New Island», позже он стал «главным поставщиком» российских вооруженных сил. Его ООО «Конкорд» получает в течение многих лет 90% всех заказов на поставку продуктов для полевых кухонь. В 2012 году он организовал прием по случаю переизбрания Путина и считается одним из доверенных лиц главы Кремля. Тем временем Пригожин свой бизнес давно диверсифицировал, стал проявлять активность также и в области недвижимости и СМИ. В 2014 году стало известно, что «фабрику троллей» также финансирует Пригожин. Это заведение в Санкт-Петербурге нанимает людей для участия в форумах с критикой Запада и либеральной оппозиции в России, а также с похвалой в адрес Путина.

Пригожин — не единственный близкий к Кремлю олигарх, который проявил активность в Сирии. Миллиардер Геннадий Тимченко, занимающий со своими 16 миллиардами долларов четвертое место в списке самых богатых людей в России и, как и Пригожин, попавший под западные санкции, получил по очень похожей схеме права на два рудника по добыче фосфатов под Пальмирой. До гражданской войны Сирия была одним из крупнейших экспортеров фосфора в мире.

На отданных Тимченко фосфатных рудниках общая добыча когда-то составляла 3,5 миллиона тонн, из которых три миллиона тонн шли на экспорт. В 2015 году, поле того как ИГИЛ завоевал этот район, добыча фосфатов прекратилась. Только в конце мая исламистские террористы были окончательно изгнаны из этого региона. Уже в начале июня компания «Стройтрансгаз Логистика» Тимченко начала восстановление, сообщило главное управление по геологии и природным богатствам Сирии. А еще в апреле президент Асад ратифицировал соответствующий договор. В это время в порту Тартус — там расположена российская военная база — на российских кораблях были замечены первые поставки вооружения в обмен за фосфатную продукцию. Сама компания «Стройтрансгаз Логистика» не комментировала эти сообщения. «Это один из многих объектов на контролируемой Дамаском территории, которые были переданы представителям российских, иранских или китайских фирм, так как без их помощи в технологии, инвестициях и экспортных возможностях невозможно было эти объекты восстановить», — сказал российский политолог Григорий Лукьянов. По его данным, в настоящее время эта область контролируется частной российской группой наемников, которая не только борется против ИГИЛ, но и не подпускает к этим шахтам гражданские вооруженные формирования, которые поддерживаются Ираном.

Пока Сирия пытается восстановить сеть дорог из глубины страны к порту Тартус и в направлении Турции, а также защитить их в военном плане. Когда нефтяные и газовые месторождения, а также фосфорные рудники в центральной части Сирии снова заработают, надо чтобы начался и экспорт этих товаров, чтобы придать импульс заброшенной экономике.

Оригинал здесь

Подпишитесь