Posted 4 июня 2019,, 12:21

Published 4 июня 2019,, 12:21

Modified 7 марта, 15:43

Updated 7 марта, 15:43

Воспитать умельца: каким должно быть настоящее образование

Воспитать умельца: каким должно быть настоящее образование

4 июня 2019, 12:21
Настоящее образование должно отвечать на вопрос: как достичь целей и почему эти цели подходят мне

Увлекательный пост про тщету современного образования оставил в своем блоге бизнесмен Александр Журба:

Сотни миллионов людей каждый год недосыпают, страдают и занимаются черт знает чем в погоне за бумажкой, которая, якобы, даст им невероятные возможности. Это один в один напоминает рекламу квартир, машин и прочей премиальной хрени - получи эту штуку и ты каждое утро будешь улыбаться во все 32 зуба, завтракая в залитой солнцем комнате в окружении счастливых детей. Так не бывает.

Да, я про образование. Самый большой из существующих карго-культов.

Сейчас уже люди начали потихоньку включать мозг и понимать, что, оказывается, ценность образования в связях и каких-то там софтскиллз, типа учимся учиться, учимся самостоятельной работе и планированию. Осталось понять что терять 5 лет жизни чтобы научиться пользоваться календарем и познакомиться с 30 людьми - вершина неэффективности.

На самом деле, в нормальном смысле, образование - это набор навыков, дающий конкретному человеку конкурентное преимущество при занятии конкретным видом деятельности и позволяющий на 1-3 года обеспечивать доход, достаточный для карьерного развития.

Из этого есть несколько интересных следствий:

  1. если это только теория, а не осознанный навык, готовый к использованию в реальной жизни - это НЕ образование, а потеря времени. Если вы смотрели ролики на ютубе как поставить палатку, но никогда ее не ставили - это не образование, а развлечение. Если вы учились в универе на юриста и не знаете, как подать иск или сделать договор аренды - это не образование, а расширение кругозора;
  2. если это не дает вам, конкретно вам преимущества перед другими людьми, обучающимися вместе с вами - это НЕ образование, а потеря времени. Вы узнали что-то новое, но если выберут не вас - какой в этом смысл?
  3. если вы не знаете, каким видом деятельности и где вы будете заниматься - это НЕ образование. Знать английский язык - это не профессия. Уметь готовить плов - это не профессия. Переводчик в нотариальной конторе и повар в Чайхоне на Арбате - профессия, а для этого надо еще кучу всего знать и уметь, кроме языка и рецепта плова;
  4. если ваша специальность исчезает, если с навыками вы сможете проработать меньше года в отрасли - это НЕ образование, а потеря времени. Какой смысл учиться водить если автопилоты уже на подходе? Какой смысл учить язык если гуглтранслейт решает большинство повседневных задач?
  5. если вы не можете на этом зарабатывать и содержать семью - это НЕ образование, а хобби или развлечение. Женщина после курсов маникюра может зарабатывать 100 тыс. руб. в месяц. Женщина на курсах стилиста учится, чтобы убить скуку.

Именно поэтому при обсуждении российского образования такой диссонанс - старшее поколение еще помнит, что ВУЗы давали возможность пройти практику, устроиться и работать, а молодые уже понимают, что своим дипломом они могут разве что порадовать маму. Поэтому у нас в стране одни и те же учителя и преподаватели одновременно и жертвы (несправедливой нищеты) и дармоеды (не дающие реальной пользы обучаемым).

В целом, если вы отдаете ответственность за свое образование другим людям, не погружаясь в предмет, в надежде, что вам где-то расскажут все как надо - вы превращаетесь в кладовку, куда навалом складывают разрозненные пыльные книжки, устаревшие минимум 3 года назад. Невозможно учиться про запас, можно учиться только тогда, когда вы делаете реальные дела, прямо в процессе выполнения работы. Про запас можно только собирать бесполезные факты для пафосных вечеринок и разговоров ни о чем, делая из себя Вассермана. Для которого, к слову, все эти факты - образование, потому что он на этом неплохо зарабатывает. А для вас дата французской революции, отличие Моне от Мане и названия пирамид - бесполезная хрень, отвлекающая от действительно важных дел благоустройства своей жизни.

Вы, кстати, наверняка знаете этих людей. Это самый хорошо маскирующийся тип раздолбая, прокрастинатора и бесполезного человека - Человек Учащийся. Которые с умным видом получают второе или третье высшее, ходят на курсы повышения квалификации, записываются на двухлетнее MBA и другим образом симулируют профессиональное развитие вдали от рабочего места. Они невероятно начитаны, знают все про финансы, психологию и кулинарию, но при этом живут в кредит, в третий раз разводятся и питаются фастфудом.

Эти люди годами ерзают на скамейке запасных, читая методички и слушая тренеров-теоретиков. Им всегда не хватает еще одного курса, еще одной книги, еще одного сданного диплома, чтобы приступить к работе. Закончили - и сразу снова учиться, потому что ведь за это время отрасль ушла вперед, надо нагнать, а то ведь нож недостаточно острый чтобы колбасу резать, вдруг засмеют. По правде там и ножа-то нет, но точить его надо обязательно, как без этого.

Весь мир построен, держится и развиватся благодаря дилетантам. Реальный опыт получается только на реальной работе, через боль, ошибки, скандалы, потери и конфликты. Пока вы учитесь вы не развиваетесь - вы просто сошли на обочину дороги и увлеченно бежите на месте, пока другие кое-как, падая, стирая ноги и ковыляя, обгоняют вас.

Каким должно быть идеальное образование?

1. Практическим - конкретные навыки в реальной среде;

2. С погружением - много времени каждый день для закрепления;

3.С опытными наставниками - люди передают ученикам практический опыт;

4. С контактами - есть возможность встречаться с другими коллегами и общаться по поводу предмета обучения;

5. Оплата - ученику должны нормально платить в период обучения;

Так ведь, правда? Удивительно, но факт - все это будет если найти работу.

А если уже вам хочется учиться - найдите место где не будут искать ответа на вопрос «как заставить человека запомнить что-то, что возможно пригодится ему в будущем». Настоящее образование отвечает на вопрос: «Как достичь целей и почему эти цели подходят мне»...

"