Posted 4 апреля 2019, 11:50
Published 4 апреля 2019, 11:50
Modified 23 декабря 2022, 13:43
Updated 23 декабря 2022, 13:43
Владимир Васильев, москвич, избиратель, аналитик
Действующее законодательство РФ не устанавливает порога явки на выборах всех уровней во всех органы власти и местного самоуправления. А раз от численности избирателей, принявших участие в голосовании, ничего не зависит, то, стало быть, и от численности тех, кто за несколько месяцев до выборов включён в списки избирателей, тоже ничего не зависит - таково широко распространённое убеждение.
Однако в действительности это, мягко говоря, не совсем так. В качестве примера обратимся к численности избирателей, проживающих в Москве, и к тому, сколько из них включены в списки для голосования, а затем к некоторым основным следствиям, вытекающим из этого.
Какова действительная численность избирателей в Москве?
Чтобы определить численность москвичей, имеющих право участвовать в выборах, прежде всего, необходимо определить численность москвичей, не достигших 18 лет, а затем вычесть эту число из общей численности населения Москвы и произвести корректировку полученного результата (численности совершеннолетних москвичей) вычетом из него лиц, признанных судом недееспособными.
Обратимся к статистическому сборнику "Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации", изданному Росстатом в 2018 году. Все последующие статистические данные по г. Москве непосредственно взяты из указанного сборника, либо рассчитаны мною (путём выполнения элементарных арифметических действий) на основании данных, содержащихся в этом сборнике.
По состоянию на 1.01.2018 года постоянное население (зарегистрированное по месту жительства) в г. Москве составляло 12 506,5 тыс. человек. Итак, на начало 2018 года москвичей всех возрастов без исключения было 12 млн. 506,5 тысяч человек.
Теперь определим численность детей, подростков и юношества г. Москвы, которые по состоянию на 1.01.2018 года не достигли возраста 18 лет и, следовательно, по законодательству РФ не имели права участвовать в выборах.
Численность детей дошкольного возраста - 811,315 тыс. человек. Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования - 854 тыс. человек. Численность студентов-москвичей, не достигших 18 лет и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, на 1.01.2018 года составила 99,075 тыс. человек. Численность москвичей-студентов вузов, не достигших 18 лет, составляла не более 140 тыс. человек (из 715,2 тыс. москвичей-студентов вузов).
Исходя из этих исходных данных, получается 10 602,11 тыс. человек или 84,77 % от общей численности населения. Такова по состоянию на 1 января 2018 года численность жителей в возрасте 18 лет и старше, зарегистрированных в г. Москве по месту жительства.
Из этой численности москвичей в возрасте 18 лет и старше есть, конечно, какая-то доля лиц, признанных судом недееспособными. Но поскольку эта доля мизерна, ею в наших "укрупнённых" расчётах численности избирателей-москвичей можно пренебречь. Таким образом, согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2018 года количество избирателей-москвичей составило примерно 10,6 млн. человек, если не больше.
Но как же так, ведь и на выборах Президента РФ, и на выборах Мэра Москвы ЦИК РФ, Мосгоризбирком, да и все СМИ уверяли нас, что в Москве всего ок. 7,2 млн. избирателей?!!
Куда делись, по меньшей мере, 3,4 млн. избирателей? Это же почти половина от 7,2 млн., включённых в списки избирателей. Это - треть всех избирателей-москвичей, Карл! Почему эту треть всех избирателей-москвичей в расчёт не приняли? Кто, на основании чего и по какому праву "вычеркнул" эти 3,4 млн. из общефедерального и московского городского реестров граждан, имеющих право участвовать в выборах и референдумах?
Но обо всём этом попозже, а пока перейдём к данным года текущего. Предварительная оценка Могорстатом численности постоянного населения г. Москвы на 1 января 2019 года составила 12 млн. 630,3 тыс. человек. Возрастная структура населения Москвы за один год не могла существенно измениться, она и не изменилась.
Следовательно, по состоянию на 1.01.2019 года численность москвичей в возрасте 18 лет и старше составила около 10,7 - 10,75 млн. человек. Будем исходить из минимума - 10,7 млн.
А вот согласно опубликованным на официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ данным, по состоянию на 1.01.2019 года численность избирателей-москвичей, включённых в списки избирателей, составила 7 265 749 человек.
Данные по численности включенных в списки избирателей субъекта РФ в ЦИК РФ представляют избирательные комиссии субъектов РФ, то есть в нашем случае - Мосгоризбирком. Мосгоризбирком, в свою очередь, утверждает списки избирателей на основании сведений, сформированных и представленных Правительством г. Москвы (Департаментом территориальных органов исполнительной власти г. Москвы, подчиняющимся руководителю аппарата Мэра и Правительства Москвы).
Расхождение между данными Росстата о численности граждан, имеющими право участвовать в выборах из числа постоянных жителей г. Москвы, и данными ЦИК РФ о численности избирателей-москвичей, включенных в списки избирателей, опубликованными на официальном сайте ЦИК РФ, составляет не менее 3 млн. 434 тысяч человек.
Так кто же "господа соврамши": Росстат с Мосгорстатом или ЦИК РФ вкупе с Мосгоризбиркомом и Правительством г. Москвы? В данном случае, "господа соврамши" - это скорее ЦИК РФ вкупе с Мосгоризбиркомом и Правительством г. Москвы.
Каково юридическое значение численности избирателей в их списках?
Ну и что с того, ведь порог явки на выборах не установлен, а любой, кто не включён в списки избирателей, если он придёт на избирательный участок, его впишут в списки по паспорту, и он проголосует, - скажут защитники существующего положения.
Что касается реализации конкретным гражданином своего "активного избирательного права" посредством получения избирательного бюллетеня и его опускания в урну, то всё правильно в приведённом утверждении сторонников существующего в г. Москве положения. Но речь-то совсем не об этом идёт. Совсем не это регулируют нормы законодательства о формировании избирательных округов, численности избирателей в них и организации выборов в целом с целью обеспечения реализации всех гарантированных Конституцией и федеральным законом политических прав и свобод граждан, в том числе их избирательных активных и пассивных прав, во всей полноте этих прав и свобод.
Избирательным кодексом г. Москвы в интересующей нас части установлено:
1) Численность избирателей в избирательных округах по выборам депутатов Мосгордумы должна быть примерно равной. Допускается отклонение численности избирателей в избирательном округе от средней численности избирателей в округе не более чем на 10%, и только в исключительных случаях допускается отклонение не более чем на 20%. Но признаки особых случаев, подпадающих под такое исключение, также предусмотрены федеральным законом, которому не может противоречить закон Москвы. Если же городской закон Москвы противоречит федеральному законодательству, то применяются соответствующие нормы федерального законодательства, а не городского закона Москвы.
2) Новая схема избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы, определяющая, прежде всего, численность избирателей в каждом избирательном округе, его административно-территориальный состав и границы, как и все без исключения изменения в существующую Схему должны утверждаться законом г. Москвы не позже чем за 20 дней до даты назначения выборов.
3) Поскольку по законодательству РФ и г. Москвы выборы депутатов Мосгордумы в 2019 году должны состояться 8 сентября, постольку эти выборы должны быть назначены в срок не менее 90 дней до даты выборов, то есть не позже 10 июня 2019 года.
Следовательно, схема избирательных округов по выборам в Мосгордуму, соответствующая "новой" численности избирателей, равной 10,7 млн. избирателей, и новой средней численности избирателей в округе, равной 237,8 тыс. избирателей, должна быть утверждена законом г. Москвы не позже 20 мая 2019 года.
А может быть можно обойтись и без внесения изменений в схему избирательных округов по выборам депутатов Мосгородумы? Нет, в силу федерального законодательства и Избирательного кодекса г. Москвы в сложившихся в г. Москве обстоятельствах без разработки и утверждения новой схемы избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы эти выборы проводить нельзя - они будут незаконными.
Почему нельзя не менять схему избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы? Каковы "реальные" аргументы, кроме того, что не менее 3,4 млн. избирателей не включены в списки избирателей?
Мэрия Москвы и Мосгоризбирком, судя по тому, что они ничего не предпринимают, считают, что таких "реальных" аргументов нет, как нет и самой необходимости менять схему избирательных округов. Но так ли это на самом деле? Совсем не так.
Численность избирателей во всех 45 избирательных округах в г. Москве, предусмотренная законом г. Москвы от 30.04.2014 № 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", равна 7 млн. 250,222 тысячи человек. В этом может лично удостовериться каждый, сложив численность избирателей в каждом из 45 избирательных округов, установленную указанным законом г. Москвы.
Следовательно, действующая схема избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы, утверждённая указанным законом г. Москвы от 30.04.2014 № 22, разработана для средней численности 161,116 тыс. избирателей в избирательном округе. Закон допускает отклонение численности избирателей в округе от средней численности не более чем на 16,112 тыс. избирателей (это 10%). Следовательно, численность избирателей в округах может быть от 145,0 тыс. до 177,228 тыс. избирателей. В исключительном случае двадцатипроцентного отклонения численность избирателей в округе не может выходить за пределы от 128,893 тыс. до 193,339 тыс. избирателей.
В действительности в 2019 году фактическая средняя численность избирателей в округе по выборам депутата Мосгордумы равна 237,8 тыс. избирателей. Следовательно, нормальная численность избирателей в избирательных округах по выборам депутатов Мосгордумы должна быть в пределах от 214,02 тыс. до 261,58 тыс. избирателей, и только в исключительном случае - в пределах от 190,24 до 285,36 тыс. избирателей.
Внимательно сравните показатели двух предыдущих абзацев по численности избирателей в избирательном округе по выборам депутатов Мосгордумы в обычных (нормальных) случаях. Вывод очевиден: абсолютное большинство существующих ныне в Москве избирательных округов не соответствует численности избирателей в избирательном округе, которая следует из фактической численности избирателей в г. Москве, количества избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы и требования закона о нормальном отклонении численности избирателей в округе от средней численности избирателей в округе. Это - первый из аргументов, реальнее которого и быть не может.
Идём дальше к примерам вполне конкретным. Численность избирателей в избирательных округах, в соответствии с законом г. Москвы от 30.04.2014 № 22 существующих в Центральном административном округе (в основном внутри Садового кольца с отдельными "языками", выходящими за пределы этого кольца), составляющая ныне от 149,9 до 159,5 тыс. избирателей. Дополнительных 55 - 65 тыс. избирателей в каждом таком избирательном округе (округа №№ 43, 44 и 45) по выборам в Мосгордуму при сохранении границ округа "наскрести" физически невозможно - в этих избирательных округах дополнительных избирателей в таких количествах нет.
Прилегающие к ЦАО избирательные округа №№ 9, 16, 24, 32, 37 и 42 в соответствии с действующим городским законом от 30.04.2014 № 22 имеют от 145,474 (№ 16 Богородское. Преображенское и часть Соколиной горы) до 176,256 (№ 24 Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Южнопортовый) тысяч избирателей. В половине этих избирательных округов также не "наскрести" 50-60 дополнительных тысяч избирателей. Возможным исключением здесь могут быть только три избирательных округа: № 9 (173,117 тыс.: Беговой, Савеловский, Тимирязевский, Хорошевский, часть Бескудниковского района), № 37 (174,072 тыс.: Академический, Гагаринский, Ломоносовский, часть района Проспект Вернадского) и № 24. Собственно в этих трёх, скорее всего, действительная численность избирателей и в 2014 году была больше той, которая указана для них в городском законе от 30.04.2014 № 22, но об этом скажем чуть позже.
Следовательно, исходя из требования закона о примерном равенстве численности избирателей в округах, границы и состав не менее 6 из 9 (две трети) рассмотренных избирательных округов, существующих в ЦАО и прилегающих к нему районах Москвы, необходимо перекраивать, что невозможно без перекройки состава и границ всех остальных избирательных округов.
Ещё один пример, но теперь с новой окраины мегаполиса - избирательные округа по выборам в Мосгордуму в ТиНАО (Новая Москва). Законом г. Москвы от 30.04.2014 № 22 на территории ТиНАО предусмотрено два избирательных округа - № 38 (175 тыс. избирателей) и № 39 (155 тыс. избирателей).
В состав избирательного округа № 38 включены поселения Вороновское, Воскресенское, Десеновское, Киевский, Кленовское, Московский, Мосрентген, Рязановское, Роговское, Сосенское, Филимонковское, Щаповское, Щербинка, а также часть района Проспект Вернадского и часть района Тропарево-Никулино.
Численность постоянного населения ТиНАО к настоящему времени достигла не менее 420 тыс. чел., из которых правом участвовать в выборах обладают не менее 84,7% (возьмём чуть меньше, чем в среднем по Москве), что составляет не менее 355,75 тыс. избирателей.
В течение последних двух десятков лет на территории, 7 лет назад ставшей ТиНАО, массовая жилая застройка велась преимущественно на ближайших к МКАД территориях, а это поселения Сосенское, Московский, Мосрентген, Щербинка, Десенёвское, Воскресенское и Рязановское. Причём эти территории наиболее интенсивно застраивались и продолжают застраиваться именно в последние годы уже в составе г. Москвы.
На территориях этих, ближайших к МКАД, поселений ТиНАО (без учёта наиболее удалённых от МКАД поселений Роговское, Киевский, Кленовское, Щаповское и Филимонковское из состава избирательного округа № 38) ныне сосредоточено около двух третей всего населения ТиНАО, то есть около 280-285 тыс. человек, из которых избирателями являются около 237,2 - 241,4 тыс. человек. Это примерно как раз равно фактической средней численности избирателей в одном округе в 2019 году.
Поэтому в силу закона только в границах одной, указанной в двух предыдущих абзацах, части Новомосковского административного округа должен быть образован отдельный избирательный округ по выборам депутата Мосгордумы. Образование только этого избирательного округа неизбежно влечёт за собой изменение границ, по меньшей мере, 3-х, если не более, ныне существующих избирательных округов. Ведь и избирательный округ № 39 по численности избирателей в нём также не соответствует нормам закона. Если всё оставить, как есть, то в части этих более чем 3-х избирательных округов будет грубо нарушена норма законодательства о примерном равенстве численности избирателей в округах.
И такие примеры можно продолжать и продолжать. Но это уже не наше дело - разбираться с тем, насколько каждый конкретный из существующих в Москве избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы отклоняется от нормы Избирательного кодекса Москвы и федерального закона. Для нас уже не может не быть ясным, что, по меньшей мере, состав и границы не менее десятка, то есть не менее одной пятой, если не гораздо больше, избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы подлежат незамедлительному изменению как не соответствующие требованию закона о примерном равенстве числа избирателей в округах.
Однако ситуация в Москве гораздо более катастрофична - большинство избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы невозможно подвести даже под "законное исключение". Их не "впихнуть" даже под норму об исключительном 20%-ном отклонении численности избирателей в избирательном округе. А "впихнуть не впихуемое" закон не позволяет никому.
Таким образом, ныне действующая схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы подлежит незамедлительной отмене и замене на новую схему, соответствующую действительной численности избирателей в городе Москве и их фактическому распределению по внутригородским районам.
Если оставить всё как есть, то каковы правовые и политические следствия?
Сохранение неизменной применяемой ныне в Москве Схемы избирательных округов по выборам депутатов Мосгордумы и проведение в соответствии с нею выборов 8 сентября 2019 года неизбежно поставит под вопрос легальность (= законность) таких выборов и самой Мосгордумы. В таком случае выборы в Мосгордуму и избранная Мосгордума будут нелегальны: организация этих выборов и их результаты будут прямо противоречить нормам и требованиям федерального и московского городского законодательства.
Но мало ли на практике таких противоречий, дело ведь не в них самих по себе, а в том, нарушена воля избирателей или нет, а воля избирателей результатами выборов депутатов Мосгордумы не нарушена - такой вердикт, скорее всего, вынесут федеральные суды. А что будет в действительности?
Такая организация выборов в Мосгордуму и их проведение по так "нарезанным" избирательным округам именно действительную волю избирателей не позволяет ни выявить, ни реализовать. В одних избирательных округах кандидаты в депутаты фактически должны будут дойти до 140-150 тыс. избирателей, а затем избранные в этих округах депутаты - работать с полутора сотнями избирателей (представлять их). В других избирательных округах другие кандидаты вынуждены будут дойти до 300 и более тысяч избирателей, а затем избранные в таких округах депутаты - работать с тремя сотнями (вдвое больше) избирателей (представлять их).
Точно так же, по моему мнению, такая организация и проведение выборов в Москве тождественны фактической дискриминации одной части избирателей-москвичей по отношению к другой их части. Одна часть из них фактически получила не только право, но и реальную возможность направить в Мосгордуму (орган представительной власти, вообще-то) одного депутата от 150 тысяч. А другая часть избирателей фактически лишена такого права и такой возможности, ибо они могут направить только одного депутата в то время, когда равная им часть других избирателей фактически получила право и имеет возможность направить двух депутатов.
Этим самым действительная воля всей совокупности избирателей Москвы будет не только существенно искажена, но и не представлена в Мосгордуме: воля и интересы значительной части избирателей Москвы окажутся не выраженными адекватно и не представленными в равной мере с волей и интересами другой части избирателей. Что, как не это в том числе, квалифицировано существующими правовыми системами в качестве дискриминации?
Таким образом, так (согласно действующей схеме избирательных округов в Москве) организованные и проведённые выборы нарушают политические и гражданские права москвичей на равное представительство в органах представительной власти. В равной мере они нарушают также и право всех граждан, обладающих пассивным избирательным правом на выборах в Мосгордуму, на юридически равные условия осуществления своего пассивного избирательного права. И что, как не это также, квалифицировано существующими правовыми системами в качестве дискриминации?
Может ли Мосгордума в случае её избрания по действующей в Москве схеме избирательных округов быть легальной (законной) и, следовательно, правомочной? Нет, не может быть.
А может ли такая Мосгордума быть легитимной (признанной в качестве законно избранной и законно действующей не только избирателями Москвы, но и всеми иными участниками публично-правовых и гражданских отношений, в которых участвует г. Москва)? Вряд ли; скорее нет, чем да.
Хотя силой государства РФ можно принудить всех к признанию такой Мосгордумы легитимной, однако при существующих тенденциях и перспективах изменения социальной, экономической и политической ситуации в РФ и в Москве, это чревато развитием по катастрофическим социальным и политическим сценариям.
Но речь ведь идёт не только о предстоящих в 2019 году выборах, но и о выборах в Москве, которые уже прошли после принятия городского закона от 30.04.2014 № 22. По меньшей мере, это относится к нынешней Мосгордуме, ибо она избрана в сентябре 2014 года по этой схеме избирательных округов, утвержденной городским законом от 30.04.2014 № 22.
Так вот численность населения Москвы, согласно данным Росстата, в течение 2014 года увеличилась с 12,108 млн. чел. до 12,198 млн. человек. Возрастная структура населения Москвы в 2014 году почти не отличалась от 2018 года. Следовательно, численность избирателей-москвичей в 2014 году и на момент принятия городского закона от 30.04.2014 № 22, и на момент проведения выборов 2014 года в Мосгордуму составляла не менее 10,59 млн. человек. А из какой их численности "нарезаны" избирательные округа в Москве именно в 2014 году городским законом от 30.04.2014 № 22? Из той же самой, ранее указанные мною, численности 7 млн. 250,222 тысяч человек. То есть "в расчёт не приняты" те же самые 3,4 млн. человек, как минимум.
Поэтому всё ранее высказанное как моё частное мнение о правовых и политических последствиях выборов в Мосгордуму в 2019 году, если они будут организованы и проведены по действующей ныне в Москве схеме избирательных округов, в полной мере относится и к ныне действующей Мосгордуме. В равной мере это относится также и ко всем принятым нынешним составом Мосгордумы городским законам и постановлениям, в том числе и по бюджету, и по генеральному плану Москвы, и по всем прочим предметам ведения и полномочий Московской городской думы.
Окончательная правовая оценка ситуации с легальностью и легитимностью Московской городской думы и её решений, а равно и легальностью исполнительно-распорядительной деятельности Мэра и Правительства г. Москвы, основанной на решениях, принятых действующим составом Мосгордумы, - это компетенция надзорных и судебных органов РФ. А как они исполняют свои конституционные обязанности и полномочия - об этом вполне могут судить, и действительно судят граждане РФ в их целом. Но мне до сих пор не известны какие-либо действия прокуратуры и судебной системы по исправлению ситуации с легальностью Мосгордумы и т.д. А посему на этом месте этот вопрос мы оставим.
Но прежде чем завершить рассмотрение этой темы, следует уточнить ещё два вопроса. Первый - можно ли устранить проблемы с легальностью Мосгордумы? И второй - кто по законодательству РФ отвечает за формирование, уточнение и утверждение списков избирателей города Москвы.
По первому вопросу ответ очевиден - с проблемами легальности действующей Мосгородумы и принятых ею городских законов и постановлений уже сделать ничего нельзя, ничего в этом вопросе уже не исправить - этот поезд давно ушёл безвозвратно. Некоторые последствия исправить можно, и если по законодательству РФ, а тем более с точки зрения политической, то необходимо. Но это, прежде всего, компетенция Президента РФ, его властной вертикали и судебной системы РФ. Будут или нет исправлять, и если да, то как, - об этом гадать на кофейной гуще не возьмусь.
А вот легальность подлежащей избранию в сентябре 2019 года Мосгордумы обеспечить ещё можно. Для этого до 20 мая 2019 года должен быть принят городской закон о новой схеме избирательных округов по выборам в Мосгордуму. Проект такого закона должно разработать и внести в Мосгордуму Правительство Москвы.
В силу существенных проблем с легальностью нынешней Мосгордумы, новая схема избирательных округов, а не только новые списки избирателей, должна быть утверждена Мосгоризбиркомом. Согласно федеральному законодательству Мосгоризбирком не только вправе, но и обязан разработать и утвердить схему избирательных округов в случае, если такая схема не утверждена законом г. Москвы, а также назначить выборы, если нет органа государственной власти, правомочного назначить эти выборы.
Ответ по второму вопросу содержится в федеральном законе. "Сведения об избирателях... формирует и уточняет глава местной администрации... внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения" (п.6. ст.17-ой 67-ФЗ от 12.06.2002 об основных гарантиях избирательных прав...).
В городе Москве за формирование, уточнение и представление в Мосгоризбирком сведений о численности избирателей и их распределении по внутригородским районам отвечает Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Это орган исполнительной власти Москвы входит в структуру Аппарата Мэра и Правительства города Москвы и непосредственно подчиняется руководителю этого Аппарата.
Согласно официальным публикациям Мосгоризбиркома, списки избирателей, содержащие установленные законом сведения об избирателях, в Мосгоризбирком представляются за подписью руководителя Аппарата Мэра и Правительства города Москвы. Собственно сами списки избирателей, в том числе с разбивкой по избирательным округам по выборам в Мосгордуму, а также по избирательным комиссиям, утверждает Мосгоризбирком.
"Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления" (п.7.1 ст.17-ой 67-ФЗ от 12.06.2002). А это о ком законодателем сказано? Судя по действующим правовым актам города Москвы, это сказано о руководителе Департамента территориальных исполнительных органов города Москвы и о заместителе Мэра в Правительстве Москвы - руководителе Аппарата Мэра и Правительства Москвы...»