Posted 3 декабря 2021, 11:17
Published 3 декабря 2021, 11:17
Modified 7 марта, 13:13
Updated 7 марта, 13:13
Это позволит украинским детям получить средства от использования недр в стране, заявил Зеленский во время ежегодного послания к Верховной Раде:
«До 10 декабря впервые в истории независимости (Украины) внесу законопроект об экономическом паспорте украинца. Согласно ему плата за использование недр будет накапливаться на счетах украинских детей»
По словам президента, эти деньги будут накапливаться на счете в банке. В 18 лет их можно будет потратить на получение высшего образования в стране или покупку собственного жилья.
«Благодаря этим двум законам наконец-то наши олигархи станут настоящими инвесторами в будущее наших детей», – отметил Зеленский. Речь идет о сумме, эквивалентной десяти тысячам долларов США.
Нельзя не отметить в этой связи, что «природная рента», которую намерены реализовать на Украине, давняя мечта многих россиян. К ней пробовали подступиться и политические структуры, к примеру, партия «Родина» в 2003 г., а в 2021 году даже «Справедливая Россия», хотя и очень вяло. По мнению аналитиков, в России в очередной раз сложилась ситуация «видит око, да зуб неймет».
Как отмечает в своей колонке, написанной специально для «Кремлевского безБашенника», обозреватель ЪFM Дмитрий Дризе, во многом благодаря идее природной ренты в далеком 2003 году партия «Родина» во главе с Сергеем Глазьевым получила почти феноменальный результат – более пяти миллионов голосов и сумела создать свою фракцию в Государственной Думе:
«Сергей Юрьевич подвергся мощной обструкции – на него даже «натравливали» Жириновского, но, тем не менее, идея не осталась не замеченной – у сырьевых компаний в той или иной мере государством изымаются сверхприбыли – только идут они не народу, а в бюджет.
Сейчас, когда взят курс на «вытаскивание людей из бедности» и последняя объявлена «главным врагом», а также вследствие роста популярности левых настроений, идея даже не природной, а народной ренты – то есть «все поделить» - фактически вернулась в политическую повестку. Тем более, что на Украине она поднимается на знамена. Что касается России, то первый вице-премьер Андрей Белоусов так именно и объяснял очередное изъятие сверхприбыли у сырьевиков – «нам нужно с бедностью бороться».
В нынешней российской конструкции не созданы стимулы для тех, кто хочет работать, эту желанную ими работу получить, а также отсутствуют равные возможности для ведения бизнеса. В результате вернулась такая старая советская проблема как безработица при большом количестве рабочих мест. И, как следствие, растет спрос на мигрантов, провоцируя социальную напряженность.
При этом население все больше задается вопросом: «Почему мы живем плохо в столь богатой стране – давайте «все поделим» по справедливости и будем тогда все жить хорошо». Власть не согласна все поделить, но готова «подбросить» по 8 тысяч рублей к празднику или тогда, когда нужны избирательные голоса. Но в результате получается, что работать некому и, собственно, как бороться с бедностью - тоже не совсем понятно.
Аналитики канала «Псковская лента новостей» справедливо полагают, что в России природная рента невозможна в принципе:
«Наиболее успешные страны уже несколько лет экспериментируют с «базовым доходом». Споры об иждивенческой стороне вопроса тут уместны и неизбежны, однако же цифровизация и автоматизация процессов ведут мир к росту безработицы. Людей, так или иначе, придется как-то обеспечивать, когда миру не нужно будет такое количество рабочей силы.
Идея сделать недра реальным народным достоянием, а не только частью рекламы газового монстра, могла бы превратить Россию в гиперсоциальное государство нового типа. Вопрос, откуда брать деньги на базовый доход, решается трансформацией «недроэксплуатирующей отрасли» в подобие государственного акционерного общества. Где каждый, по факту наличия гражданства, имел бы минимальный базовый пакет, позволяющий ему получать дивиденды с добычи полезных ископаемых.
Насколько это реалистично? Очевидно, что в современной России это невозможно. Пришлось бы проводить национализацию. Учитывая, каким образом рента с недр встроена в российскую политическую систему, рассчитывать на появление «экономического паспорта гражданина России» не приходится.
Есть еще один нюанс. Вопрос «почему мы бедные в богатой стране» риторический. Это наш путь. За единичными исключениями богатые недрами страны живут бедно. И наоборот. Это давно известно, имеются научные объяснения нищеты в условном «Конго».
А если это поменять, то что будет? Ответ, вероятно, огорчит глубинный народ. Дело в том, что русском народу не нужно начинать жить богато. Россия — не Германия, Австрия или Люксембург. Массы, генетически приспособившиеся жить в парадигме выживания, ментально не готовы жить в парадигме достатка. Ситуация достатка и отсутствия тревог за завтрашний день не входит русский национальный код.
Так что помечтать можно, а в жизнь воплощать не стоит. А Родина уж позаботится и не допустит, чтобы россияне могли хотя бы попробовать жить по-другому…»