Posted 3 декабря 2020,, 12:26

Published 3 декабря 2020,, 12:26

Modified 7 марта, 14:29

Updated 7 марта, 14:29

Вопрос столетия: почему никто не запрещает «Манифест коммунистической партии»?

Вопрос столетия: почему никто не запрещает «Манифест коммунистической партии»?

3 декабря 2020, 12:26
С точки зрения радикальности призывов к насилию и конкретности целеполагания «Манифест» на порядок радикальнее «Майн Кампфа»
Сюжет
Фашизм

Интересные аналогии между двумя одиозными книгами, и шире – учениями, провел в своем блоге аналитик Дмитрий Некрасов:

«Перечитал тут «Манифест коммунистической партии» и задумался вот над чем. В некоторых странах «Майн Кампф» запрещен, а «Манифест» нет.

Понятно, что идеология фашизма ответственна за Холокост. Однако марксистская идеология привела в ХХ веке к заметно большему количеству бессмысленных смертей (СССР, КНР, Камбоджа...), нежели нацистские теории. Разницу между массовыми убийствами по принципу этнического происхождения и по принципу социального происхождения увидеть сложно. А с точки зрения радикальности призывов к насилию и конкретности целеполагания «Манифест» на порядок радикальнее «Майн Кампфа».

Различия наблюдаются и в отношении к современной левой и правой литературе. Совсем радикалов я особо не читал, однако если сравнивать мейнстримную реакцию на «Капитал в XXI веке» Тома Пикетти и на «Германия Самоликвидация» Тило Сарацина, то разница бросается в глаза. Хоть книги очень похожи. И там и там море статистики, указания на некоторые несправедливости и неэффективности существующей социально-экономической системы и вполне конструктивные (по форме) предложения по изменению государственной политики. Без тени радикализма и призывов к насилию.

Однако Сарацина много кто обозвал фашистом, а Пикетти – уважаемый экономист.

Главный аргумент против исследований межэтнических или межконфессиональных различий и, в особенности, против любых практических выводов из подобных исследований, сводится к тому, что подобные исследования дадут аргументы право-радикальным политическим движениям. И могут привести к нетерпимости, насилию и убийствам. Однако аналогичные по форме и стилистике левацкие исследования о неравенстве и несправедливости экономической системы могут дать такие же аргументы левым радикалам, а «Капитал в XXI веке» может с не меньшей вероятностью спровоцировать массовые убийства нежели «Германия Самоликвидация». На мой взгляд, даже с большей.

Я это не к тому, что надо разрешить «Майн Кампф» или, упаси боже, запретить «Манифест». В современном мире любые запреты бессмысленны. Кто захочет – прочтет что угодно. Да и в целом оба произведения стоит рассматривать лишь в ракурсе истории политической мысли.

Просто разница в отношении к одинаковым по сути вещам совершенно алогична и анахронична...»

"