Posted 3 ноября 2022, 07:24
Published 3 ноября 2022, 07:24
Modified 7 марта, 11:57
Updated 7 марта, 11:57
Екатерина Максимова, Наталья Сейбиль
Всего на преодоление энергетического кризиса Германия выделяет 200 млрд евро. Уже в декабре часть этих денег от государства получат и домохозяйства, и предприниматели. Такая мера позволит рядовым гражданам страны оплатить по льготной цене до 80% необходимого им газа. В современной России, для российских потребителей, подобные "подарки" никогда даже не обсуждались.
Бесспорно: в Германии, которая считается самой богатой страной ЕС, бушует серьезнейший экономический кризис. "И дело не в нехватке газа, мазута, электричества - дело в высоких ценах на энергоносители. Цены и на газ, и на электричество настолько подскочили вверх, что малоимущая часть населения в Германии не в состояние их оплачивать. Поэтому правительство впервые пошло на меры громадных субсидии - в размере 200 миллиардов евро", - заявил "НИ" немецкий журналист и политолог Александр Рар.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН Игорь Николаев также называет сумму в 200 млрд значительной. "Что называется, не поскромничали и не пожадничали", - отметил он.
С тем, что это беспрецедентные и дебютные меры поддержки согласен и заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. При этом эксперт напоминает: цены на электроэнергию в Германии не только самые высокие в Европе. По состоянию на март 2023 года ФРГ занимает второе место в мире по дороговизне электроэнергии.
"Еще в 2009 году, когда принимался третий энергопакет, гражданам Германии обещали, что при реализации новой стратегии их коммунальные платежи сократятся примерно в два раза. Вместо этого к началу 2021 года платежки выросли в три раза. И для населения в большей степени. Электричество и так было одним из самых дорогих в мире, а после кризиса подорожало еще. Тем более, подорожал газ. А электроэнергия не может игнорировать цены на газ, уголь и другие энергоносители", - напоминает Александр Фролов.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил еще один момент: страны ЕС до последнего "уходили" от субсидирования потребления именно ископаемых топлив. Нынешнее решение, конечно, не предательство "зеленых" европейских ценностей, но точно отход от многолетней политики.
В декабре субсидии от государства получат 20 млн немцев, чьи домохозяйства отапливаются газом.
"После билета за 9 евро для всего населения Германии, это, пожалуй, единственная мера, которая способна будет помочь населению, каждому человеку вне зависимости от дохода", - отмечает журналист Елена Федорова (Германия).
Она уточнила, что коммунальные платежи немцы оплачивают авансом, а в конце года рассчитывается реальное энергопотребление. И декабрьский перерасчет должен был стать самым неприятным за последние годы: цены на газ в Германии в этом году выросли в несколько раз. Если в конце 2021 года цена за квт составляла 3 или 4 цента, то сейчас цена за квт будет составлять порядка 18 центов. Это фактически шестикратное увеличение.
"Критики правительства говорят о том, что даже этой меры будет недостаточно, хотя в объёме домохозяйств расходы на отопление в декабре, поскольку декабрь – один из самых холодных месяцев в году, составляют порядка 200 – 400 евро. Для домов, площадью больше 200 – 300 кв. метров эта сумма может достигать и 900 евро. На самом деле, тем, что дотации будут выплачены в декабре, правительство значительно облегчит жизнь населению", - считает Елена Федорова.
С января 2023 года "подарки" от государства, видимо, закончатся.
"И это вызывает бурную дискуссию, которая сейчас идёт между премьер-министром федеральных земель и бундесправительством, потому что люди, получив в январе счета, не обрадуются. Любое демократическое государство сразу почувствует гнев своих граждан в виде демонстраций и митингов. Этого никто не хочет допустить. Тем не менее по плану в марте будет введён потолок цен на газ и таким образом 80% цены за газ будет соотноситься с прошлогодней ценой. Если граждане будут больше топить, они будут оплачивать только 20% потреблённой энергии по настоящим ценам. 80% покроет государство”, - уточнила Елена Федорова.
Алексей Белогорьев считает, что власти Германии сейчас действительно больше заняты решением социально-политических проблем.
"Очевидно, что из-за резкого роста цен на энергоресурсы есть большое недовольство со стороны населения. И правительствам всех стран Евросоюза приходится с этим что-то делать, как-то с этим считаться. Снижение социального недовольства - это первая задача. А вторая - попытка удержать на плаву энергоемкие отрасли промышленности, чтобы не проиграть глобальную конкуренцию, чтобы эти производства массово не переходили в другие страны, в те же США", - пояснил Алексей Белогорьев.
Эксперт напоминает, что самые энергоемкие и газоемкие германские производства - химпром, металлургия, производство строительных материалов - пострадали больше всего.
"Они сильно зависимы от цены на газ с точки зрения своих общих производственных издержек. Поэтому промпредприятия сильнее всего снижали потребление голубого топлива в этом году, особенно за последний месяц. И во многом это делалось за счет искусственного сокращения производства, в том числе за счет остановки части производства", - уточнил Белогорьев.
Александр Рар в свою очередь напоминает, что энергоемкая промышленность Германии в последние годы перешла от употребления угля на более экологически чистый газ.
Елена Федорова добавляет, что на дотации от государства в декабре может рассчитывать малый и средний бизнес - все маленькие кафе, парикмахерские, магазинчики.
А что касается больших предприятий, то для них уже сейчас вводятся различные меры. К примеру, концерн UNIPER, который первым пострадал от повышения цен на газ. Немецкое правительство фактически стало мажоритарным акционером этого концерна.
"Большим предприятиям будут точно также помогать, как и мелким. Будет ли это из 200 млрд – это пока вопрос открытый. Наверное, они будут пользоваться и этим источником финансирования тоже, но я думаю, есть и другие меры, которые станут применять для крупной промышленности, потому что очень сильно страдает химическая промышленность. Концерн BASF уже заявил о том, что они до 2030 года переводят половину производства за территорию Германии из-за высоких расходов на электроэнергию", - рассуждает Елена Федорова.
И добавляет, что есть масса проблем, которые пока решаются по принципу «Doing by learning», то есть по ходу развития событий используются новые и новые меры. И это для Германии всё очень-очень непросто.
"Ничего простого в том, как это выглядит, не будет. Всё делается очень непросто, всё проходит очень сложные процедуры согласования, потому что это ещё и правительство, состоящее из трёх различных партий, есть ещё оппозиция ХДС-ХСС, которая недовольна многими мерами, которые предпринимает правительство. На самом деле эти общественные дискуссии не останавливаются. Это совсем не конец", - резюмировала Елена.
Александр Фролов считает, что власти Германии опоздали со своим пакетом помощи бизнесу и населению. "Что-то подобное надо было предпринимать еще год назад, пока не начала "сыпаться" промышленность, не обвалился спрос на газ и электроэнергию. В общем, пока все это не стало давить на фундамент экономики страны. Но тогда предполагалось, что к апрелю 2022 года цены на газ нормализуются и пойдут вниз, но прогноз сбылся с точностью до наоборот", - говорит Фролов.
По его мнению, обещанные субсидии не решают комплекса проблем, которые встали перед европейскими потребителями на фоне общемирового энергетического кризиса, и который до сих пор не закончился.
"Порядка 10-15% от текущего объема газа на европейский рынок сейчас попадает только потому, что там сложились самые высокие мировые цены на "голубое топливо". Если Китай снимет свои антиковидные ограничения и начнет наращивать потребление газа, плюс ряд других факторов, то эти объемы вполне могут европейский рынок покинуть. После чего произойдет взлет цен и начнется ценовая война между Европой и Азией. - рассуждает Александр Фролов. - То, что сейчас предлагает руководство Германии, все эти субсидии, это, конечно, не паллиатив, но все же попытки решить фундаментальные проблемы прикладыванием спиртовых повязок к рваным ранам и замазыванием их зеленкой, хотя эту рану надо бы зашить".
Александр Рар добавляет, что затраты на борьбу с энергокризисом вынуждают правительство Германии дальше набирать астрономические долги, а проблемы с газоснабжением Европы остаются нерешенными.
"Германия надеется на закупку сжиженного газа в США и странах Персидского Залива и на дополнительные потоки природного газа из Азербайджана, Алжира и Норвегии. Но все эксперты также говорят, что в ближайшие годы невозможно будет полностью отказаться от российского газа", - добавляет политолог.
Игорь Николаев указывает на то, что порыв германских властей спровоцирует разгон инфляции.
"Это не приостановит резкий рост цен, но компенсирует инфляционные издержки со стороны потребителей. Выделяя деньги, получается, что мы поддерживаем платежеспособный спрос, несмотря на то, что цены выросли. То есть, это в какой-то мере про-инфляционное решение. Если бы спрос резко упал, то цены бы перестали расти. А так как покупают и по таким ценам, значит ничего страшного в том, что цены так выросли. Но так же нельзя бороться с инфляцией! Необходимо находить баланс, чтобы для потребителей это не было очень обременительно и в то же время затраты надо компенсировать", - считает Николаев.
Эксперты продолжают настаивать, что запасов газа не может хватить на покрытие всего зимнего спроса. Отбор топлива должен сочетаться с большими и стабильными импортными поставками. До начала СВО российский гигант Газпром покрывал потребности Евросоюза на 35-37%, это более 140 млрд кубов в год при потребности ЕС в объеме 400-420 млрд кубометров газа в год.