Posted 3 ноября 2018,, 09:40

Published 3 ноября 2018,, 09:40

Modified 7 марта, 16:20

Updated 7 марта, 16:20

Партнерство ради мира: как сохранить стратегическую стабильность в ХХI веке

Партнерство ради мира: как сохранить стратегическую стабильность в ХХI веке

3 ноября 2018, 09:40
Для этого мировым ядерным державам потребуются новые механизмы взаимодействия, способные предотвратить ядерную войну
Сюжет
Война

Заявление Дональда Трампа о намерении выйти из Договора по ракетам средней и меньшей дальности – в очередной раз напомнило, что мировая стратегическая стабильность последних десятилетий оказалась под угрозой. О том, как можно попытаться ее сохранить с современных условиях пишет на сайте Московского Центра Карнеги его директор Дмитрий Тренин.

Для обеспечения стабильности в ХХ веке главные ядерные державы США и СССР должны были располагать убедительным потенциалом для ответного удара, делавшего первый удар бессмысленным. Именно поэтому в 1972 году и был заключен Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Стабильность поддерживалась благодаря примерному равенству стратегических ядерных арсеналов США и СССР, так что в случае начал войны любой из сторон обе они, да и весь остальной мир были бы уничтожены практически в течение нескольких минут.

В нашем веке положение радикально изменилось, перед человечеством стоят совсем другие проблемы, требующие новых способов обеспечения стратегической стабильности.

Сегодня обстановка в мире существенно изменилась. США по-прежнему остаются самым сильным игроком, но их положение уже не столь безусловно. Вашингтон теперь сталкивается с серьезным вызовом со стороны Китая и находится в конфронтации с Россией. А Китай и Россия считают друг друга стратегическими партнерами. К тому же превращается в мировую державу и Индия, с опасением относящаяся к Китаю. Отношения этих четырех великих ядерных держав между собой довольно запутанные.

Кроме того, разработали и развернули ядерные вооружения Израиль, Пакистан и Северная Корея. Израиль –союзник США, Пакистан поддерживает тесные отношения и с Вашингтоном, и с Пекином, а Северная Корея формально близко связана с Китаем. Ядерный полицентризм таким образом стал реальностью, к тому же к обладанию этим оружие идет и Тегеран. А война США в Ираке, операция НАТО в Ливии и российская на Украине показывают, что отказ от ядерного оружия делает государства уязвимыми для внешнего вмешательства. Выходит, что обладание ядерным оружием может стать единственной надежной гарантией неприкосновенности режима.

К тому же, доступ к ядерному оружию могут получить и негосударственные силы, да и любая экстремистская группировка может организовать теракт, напоминающий нападение одной страны на другую, и таким образом спровоцировать ядерную войну.

Стало быть, способы поддержания стратегической стабильности, принятые в XX веке, в современных условиях недостаточны. Да и сам американо-российский контроль над вооружениями сейчас фактически отмирает. В 2002 году США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, а сейчас осуществляют программу противоракетной обороны для защиты территории США и их основных союзников. Еще один российско-американский бессрочный договор – о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный в 1987 году, очевидно, вскоре будет официально расторгнут. Это приведет к тому, что ракетно-ядерные средства одной великой державы могут быть размещены в непосредственной близости от мест расположения ключевых объектов политического и военного управления соперника. Время реагирования на ракетное нападение сократится до нескольких минут, что серьезно подорвет стратегическую стабильность.

Отношения США и России перестали быть центральным звеном глобальной стратегической стабильности, несмотря на то что Вашингтон и Москва по-прежнему контролируют около 90% ядерного оружия в мире, а американо-китайские отношения, имеющие гораздо большее значение для будущего миропорядка, никогда не включали в себя тему контроля над вооружениями.

К тому же, стратегическая обстановка в мире фрагментировалась из-за появления региональных и локальных ядерных держав, которые не находятся под контролем ни Вашингтона, ни Пекина и будут действовать самостоятельно.

Да и появление новых технологий, ориентированных на превосходящие боевые возможности, делает традиционные средства контроля, основанные на количественных ограничениях, затруднительными для применения или вовсе невозможными.

Более того, достоверно установить источник кибератак, способных парализовать системы жизнеобеспечения страны, – это крайне сложная задача.

В этой ситуации вместо мер по контролю над вооружениями, гораздо более важную роль будут играть меры укрепления доверия и механизмы предотвращения конфликтов.

Особенно важно будет теперь сформировать механизмы для ограничения соперничества между США и Китаем и открытой конфронтации между США и Россией, как то: надежные каналы связи между военным командованием, главами спецслужб и политическим руководством двух стран, а также согласованные протоколы по предотвращению эскалации, чтобы избежать неверного толкования событий и не допустить перерастания опасных инцидентов в серьезные столкновения.

Самую большую опасность сегодня представляют не преднамеренные внезапные удары, а случайные инциденты. Механизмы предотвращения конфликтов уже используются США и Россией в Сирии, и их нужно расширить, в том числе и на отношения между Россией и НАТО. Вернуть доверие между США и Россией вряд ли возможно в обозримом будущем, но некоторая степень уверенности в действиях друг друга – это уже вполне достижимая и необходимая цель.

И для американской, и для российской стороны выстраивание партнерства сейчас может показаться неудобоваримым, но у них есть большой опыт по обузданию взаимной враждебности. - заключает эксперт.

Полностью здесь

"