Posted 3 октября 2019, 09:15
Published 3 октября 2019, 09:15
Modified 7 марта, 15:35
Updated 7 марта, 15:35
О сложной политической ситуации Израиле после очередных парламентских выборов пишет на сайте Московского Центра Карнеги арабист, депутат Кнессета Ксения Светлова.
Большинство мест в новом парламенте заняли правящая партия «Ликуд» (31 место из 120), которую возглавляет премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху и блок «Белые и Голубые» (33 места) во главе с Бени Ганцем. Остальные поделили между собой разные ультрарелигиозные, правые, левые и арабские партии. Какие в этих условиях возникнут коалиции пока неизвестно, а это означает, что страна по-прежнему находится в условиях острого политического кризиса, поскольку формирование правительства в Израиле – очень тяжкий труд. Будущий премьер должен обладать выдающимися дипломатическими способностями, поскольку партнеры по коалиции будут требовать от него взаимоисключающих вещей, угрожая при этом отставкой. Редко бывает, чтобы правительство в Израиле дожило до конца отведенного ему срок, обычно все кончается довременными выборами.
Ситуация осложняется и тем, что Нетаньяху, который добился новых выборов, вместо того, чтобы уйти в отставку, подвергается обвинениям в подкупе, взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении служебным положением, а потому заинтересован в кресле премьера, чтобы провести закон об иммунитете от судебных преследований.
Правда, многие израильтяне по-прежнему считают его незаменимым, и особенно в том, что касается союза с США, хотя другие уверены, что отношения с Америкой продолжатся и после окончания «эры Биби» (прозвище Нетаньяху, - прим.ред). К тому же Нетаньяху гордится тесными связями не только с Трампом, но и с Путиным. Правда, это не помешало Трампу начать подготовку к встрече с президентом Ирана Хасаном Рухани, а Путину – разместить ракеты С-300 в Сирии, несмотря на протесты Израиля.
Но если премьером-министром станет Бени Ганц, то ему придется заново выстраивать отношения и с США, и с Россией. Зато у него, в отличие от Нетаньяху, сложились неплохие связи с Европой и с палестинским руководством, хотя надеяться на полную перезагрузку по вопросу арабо-израильского конфликта пока не стоит, поскольку блок «Бело-Голубых» не левая, ни даже левоцентристская партия.
Пока же ни у одного из победителей нет ярко выраженной поддержки других партий, чтобы сформировать устойчивую коалицию. В Израиле очень любят поговорить о единстве, но пока никто не готов пойти на серьезный компромисс ради него.
Когда-то очень давно в стране существовали две крупные партии – «Маарах» (она же «Авода») и «Гахаль» (в будущем «Ликуд»), которые и вершили ее судьбы, тогда как остальные были небольшими, и разница между ними была не столь драматической, как сегодня. Однако, сейчас фрагментация израильского общества настолько сильна, что влечет за собой и фрагментацию израильской политики: у каждого «племени» есть свои представители и интересы, и политическое поле скорее напоминает минное: всегда есть опасность задеть или не учесть чей-то интерес.
Возможно, в будущем, когда у Израиля все же появится стабильное правительство, политикам придется обдумать повышение электорального барьера, чтобы предотвратить дальнейшую фрагментацию и даже создание конституции, без которой Израиль живет уже 71 год...