Posted 3 сентября 2019, 10:04

Published 3 сентября 2019, 10:04

Modified 7 марта, 15:29

Updated 7 марта, 15:29

Плагиат истории: Россия все больше напоминает поздний СССР

3 сентября 2019, 10:04
Кремлёвская власть всё глубже погружается в риторику застойного СССР, а её экономическая политика движется к модели Госплана.

Интересные исторические сопоставления сделал в своём блоге аналитик Андрей Нальгин:

«Складывается впечатление, что нынешняя российская власть, устав изобретать велосипед и национальную идею, стало банально плагиатить СССР. Да что там впечатление! Практически твёрдая уверенность в этом уже существует. И едва ли не каждодневно подкрепляется всё новыми и новыми примерами.

На этот раз Кремль, похоже, решил косплеить… самую спорную затею тогдашнего советского руководства – ускорение социально-экономического развития за счёт «конверсии» оборонной отрасли в полугражданскую.

Для этого Минпромторг предлагает обязать госструктуры с 2021 года отдавать 50% госзаказа российским производителям, выделив отдельную, также обязательную квоту для заводов ОПК. По данным газеты «Ведомости», соответствующее письмо ведомство направило в Минфин, Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Таким затейливым способом в министерстве рассчитывают выполнить поручение нынешнего российского президента Владимира Путина, который потребовал, чтобы к 2030 году доля гражданской продукции у оборонных заводов достигла 50%.

Соблазн задействовать этот – последний в рамках сложившейся модели российского госкапитализма – резерв «ускорения» у властей и впрямь велик. С одной стороны, ВПК действительно располагает определёнными технологиями, многие из которых можно, пусть и с натяжкой, назвать высокими. Прежде всего речь идёт о радиоэлектронике, вычислительной техники, программно-аппаратных комплексах и т.п. Всё это могло бы применяться, например, для производства медоборудования – томографов или аппаратов УЗИ.

С другой стороны, выпуск по гособоронзаказу снижается второй год, в том числе потому что нарастить экспорт оружия не получается. В такой ситуации идея накачать оборонные заводы деньгами госзакупок, на которые выделяется ежегодно больше 13 трлн рублей звучит заманчиво для власти. Теоретически такая накачка позволила бы убить двух зайцев.

Однако при внешней привлекательности, подобный план практически обречён на провал.

Во-первых, оборонное производство не слишком конкурентно и оттого слишком расточительно. В самой основе своей оно ориентировано на получение максимально возможных характеристик изделия любой ценой: война всё спишет. Тогда как гражданское производство – это получение минимально приемлемых характеристик за наименьшую цену. Воспитанные в первой парадигме военспецы просто не смогут эффективно работать во второй.

Во-вторых, предприятия ВПК перегружены недешёвыми, но не влияющими на объёмы выпуска функциями – защита гостайны, пропускной режим, особый обмен информацией и т.п. Это увеличивает издержки и раздувает штат. В итоге «оборонка» при прочих равных всегда уступит в эффективности гражданскому предприятию-аналогу.

Ну и в-третьих, многие российские оборонные заводы устарели и уступают в производительности современным производствам в США, ЕС, Японии, Корее, Тайване и Китае. Их ещё до мирового уровня довести надо, чтобы начать получать отдачу. То есть, сначала вложить по-крупному, а уж потом…

Надо сказать, схожую ошибку допустило и руководство СССР. Вообще, с идеями «ускорения» и «конверсии» первым выступил выходец из КГБ Юрий Андропов, занявший в 1982 году пост Генсека. По слухам, кстати, это один из основных моральных и даже интеллектуальных авторитетов для Владимира Путина … Так вот, хотя на развитие советского машиностроения были выделены огромные деньги, пар не просто ушёл в свисток, но сдвинул советскую махину в направлении катастрофы. Ибо импортные поставки станков и технологий для ВПК вели к сокращению закупок за рубежом продовольствия и товаров народного потребления. Это привело к росту бюджетного дефицита, товарному голоду и скрытой инфляции. Что в итоге обернулось ростом недовольства населения и привело к падению сверхдержавы, занимавшей одну шестую часть суши.

Сейчас кремлёвская власть всё глубже погружается в риторику застойного СССР, а её экономическая политика движется к модели Госплана. Сдувается пыль и со старых советских идей, словно бы высшее руководство решило заново переиграть ту историю конца 1980-х гг. В надежде на иной результат, наверное...»

Подпишитесь