Posted 3 августа 2020,, 08:56

Published 3 августа 2020,, 08:56

Modified 7 марта, 14:52

Updated 7 марта, 14:52

Переиграл сам себя: рейтинг Лукашенко перед выборами падает

Переиграл сам себя: рейтинг Лукашенко перед выборами падает

3 августа 2020, 08:56
Эксперты склоняются к тому, что белорусский президент теперь вместо Москвы сделает ставку на Запад.
Сюжет
Выборы

Вчера на очередном предвыборном митинге оппозиционного кандидата Тихановской в Белоруссии снова было чрезвычайно много людей - много по белорусским меркам. Этот факт позволил экспертам сделать вывод: улицу Лукашенко проиграл, причем с разгромным счетом. Однако, это не отменяет того, что в руках белорусского диктатора находится главное - подсчет голосов и карательная машина.

Правда, есть и еще одна проблема, неожиданно возникшая в последние дни – это болезнь Лукашенко. Сам он утверждает, что перенес коронавирус, а российские эксперты подозревают, что инфекция вызвала серьезные осложнения.

Так, журналист Кирилл Шулика пишет: «Как я писал пару недель назад, Лукашенко довольно плох. В оппозиционной среде в Белоруссии говорили об инсульте. Похоже, что последствия коронавируса. Для пожилого человека с диабетом вещь вполне распространенная. Вот такова цена его ковиидиотизма. Но интересно, что вот прямо до этого, видимо, с коронавирусом он встречался с российской правительственной делегацией во главе с Мишустиным. Мишустин ладно, переболел, а как остальные?»

Правда, политолог Татьяна Становая не сомневается в том, что эти слухи распространяет Москва: «На Лукашенко в российских телеграм-каналах явный политический заказ - продвигается идея про инфаркт, потерю контроля над силовиками. Пугают Батьку...»

И, наконец, третья составляющая кризиса – судьба российских бойцов ЧВК Вагнер, задержанных в Минске уже несколько дней назад.

Сетевой аналитик Андрей Нальгин предполагает, что история с российскими бойцами демонстрирует поворот Лукашенко от Москвы к Западу:

«Скупое сообщение о том, что нынешний российский президент Владимир Путин собрал цельный Совбез, чтобы обсудить задержание российских граждан, якобы наёмников ЧВК, в Беларуси, спровоцировало в российских соцсетях огромную волну насмешек. Мол, когда «вагнеровцев» положили в Африке, это не вызвало даже бледного подобия того, что творится сейчас.

А зря.

Первое, что нужно понять: в любом случае для АлександруЛукашенко нынешний президентский срок – вероятно, последний. Соответственно, он готовит себе запасные аэродромы, далеко не всегда связанные с Россией. А если быть совсем точным, то все эти аэродромы возникли в результате предложения Беларуси самой себя Западу в лице ЕС.

Второе, и это стало известно не так давно, в некоторой части наводку белорусам дали братья-соседи с Украины, причём по прямому распоряжению нынешнего президента Владимира Зеленского. «Уже во время их проживания в санатории была получена и проверена оперативными службами информация о нахождении там соответствующих лиц», – скупо сообщает официальная версия. Но в то же время, по данным источников, информация была получена КГБ РБ от СБУ с прямой санкции украинского президента.

Получается, «вагнеровцев» белорусские контрразведчики вели с самого начала. И это интересный момент, ведь Минск ранее не вставал в позу повышенной готовности перед Киевом. А сейчас речь зашла даже о готовности прогнуться, причём не перед Украиной, которая тут выступает коллективным прокси, а перед ЕС.

И третье. Заварив всю эту кашу, Александр Лукашенко… заболел таки. И доступ к нему теперь сильно ограничен. Якобы пациент находится под наблюдением врачей. Россиянам пробиться к нему – задача нереальная, а значит двусторонний диалог завис

Меж тем ходят упорные слухи, что Александр Лукашенко в качестве «взятки» может передать украинской стороне пару человек из задержанных бойцов ЧВК, воевавших на Донбассе, а Владимир Зеленский в сентябре посетит инаугурацию нового старого президента.

Параллельно Александр Лукашенко уже «торгуется» с западными партнерами по своей персоне. Батька просит признание своих выборов легитимными, а взамен он отдаст Украине часть ЧВКшников, а украинская сторона будет разгонять месседж о прямом участии России в донбасском конфликте. И это открывает дверь к новым антироссийским санкциям.

Иными словами, Александр Лукашенко готов перевернуться в сторону Европы с потрохами, лишь бы его благополучию ничто не угрожало. Позже, ЕС по завершении министерской встречи такие рекомендации выдал… Возможно, обсуждались также вопросы гарантий, но не российской стороне. Отсюда и недавние скандалы.

Меж тем заложничество – фирменный приём Александра Лукашенко в отношениях с Москвой. Поэтому да, можно согласиться с теми, кто утверждают, будто курс белорусского рубля будет слабеть, а требования Минска к Москве – только расти...»

***

Сугубо пророссийскую версию событий выдал белорусский блогер Андрей Червонец, справедливо решивший, что потенциальная выдача бойцов ЧВК Украине лишь обострит ситуацию на Донбассе:

«Белорусская сторона согласна выдать некоторых задержанных ЧВКшников, у которых украинское гражданство и те, что воевали на Донбассе против ВСУ. Главное условие, которое белорусская сторона выдвинула, предоставить доказательства вины этих ЧВКшников м вины в конкретных случаях гибели украинских солдат (читай - предоставления доказательств участия в гражданской войне на Донбассе на стороне ополчения).

Источник дополняет, что в Офисе Президента Украины ходят слухи, что Лукашенко хотел провести телефонный разговор с Путиным, но президенту РБ отказали, поэтому у украинской стороны появились хорошие шансы заполучить часть задержанных в Минске ЧВКшников.

Телеграм-канал, сообщивший это, несмотря на анонимность имеет очень большой авторитет и к его сообщениям можно относиться с доверием, так как очень многое из его инсайда сбывалось.

Что в итоге?

Я об этом говорил, но повторюсь. Получается голосовать за Лукашенко, это голосовать за войну в Донбассе. Потому что он считает (ну такой вывод я делаю по его поведению и заявлениям), что если участвовал в боевых действиях в ЛНР или ДНР против карателей украинских, то значит преступник. Выходит, он поддерживает действия ВСУ, нацбатальонов, убийства мирных людей на Украине. Поддерживает бандеровский переворот на Украине в 2014 году.

Я не знаю, как такие действия белорусских властей назвать, так, чтобы эти слова ругательными не были...»

***

Между тем популярный телеграм-канал Незыгарь сообщает о серьезном падении рейтинга белорусского президента у пророссийски настроенных граждан этой страны:

«Источник в штабе Лукашенко говорит, что после истории с задержанием россиян рейтинг Лукашенко стал серьезно падать в Витебской и Могилевской областях и стабилизировался в Минске и в западных районах.

«Рейтинг президента в районе 60-62%.

Но его штаб столкнулся с падением рейтинга на востоке и ростом рейтинга Тихоновской. Что грозит вторым туром выборов. Это явно не тот сценарий, который хотел бы видеть Лукашенко».

Как говорит эксперт, технологи Лукашенко переиграли самих себя.

Лукашенко хотел высокую явку и высокий результат.

Традиционно поддержку ему давали Витебск, Могилев, Гродно и частично Минск.

Пророссийский восточный избиратель был настроен голосовать за Лукашенко.

В то время как западные районы были настроены критически и явка была за счет бюджетников и госкомпаний.

В этот раз окружение Лукашенко убедило его, что пророссийский избиратель будет настроен нелояльно.

Следовательно, надо накручивать националистов и перетягивать на свою сторону критически настроенного городского избирателя.

Отсюда была выбрана ставка на антироссийскую истерику.

На фоне выбранной Минском антироссийской кампании, избиратель на востоке действительно начал менять свою позицию. «Люди просто не хотят идти голосовать. Говорят, что Лукашенко устал, запутался, ведет страну в пропасть».

Упор избирательной кампании Лукашенко был перенесен на Минск и западные районы.

Отсюда выверенная антимосковская повестка, тема европейской интеграции, суверенитета и отказа от углубленных связей с Москвой.

«Технологи Лукашенко решили аккумулировать эффект сотрудничества с националистами.

Они считали, что избиратель автоматически перейдет к ним. А если это не произойдет, то Лукашенко пойдет на союз с представителем оппозиции. Это называлось - оседлать белорусский майдан».

Однако технологи не обратили внимание на фактор усталости и политических шараханий Лукашенко.

Таким образом, Лукашенко стал терять пророссийского избирателя. А национал-самостийники начала откусывать рейтинг Лукашенко и накачивать рейтинг Тихановской.

Теперь у окружения Лукашенко дилемма: с Москвой успешно поссорились, промосковский избиратель стал нелояльным; оппозиция играет в свою игру, усиливает давление на режим.

«С Тихановской сделать уже ничего нельзя. Она стала тефлоновой. Можно арестовать- но тогда рушится вся схема. Своровать голоса также не получится- это приведет к мобилизации всех противников Лукашенко. А низкий результат - это нелояльность и дальнейший конфликт в элитах».

***

Политолог Марат Баширов, напротив, считает, что у Лукашенко все идет по плану:

«В то время как изнеженная Европа обвиняет Александра Лукашенко в милитаризме и диктаторских замашках, Батька встречается с десантниками и выражает уверенность, что они смогут обеспечить военную безопасность и национальные интересы страны.

Это вовсе не красивые фразы ко Дню ВДВ. Белорусская армия обладает большой мощью, а десантники – элита, наводящая страх на противников. НАТО давно уже превратилось в «бумажного тигра». После окончания «холодной войны» силы НАТО в Европе были значительно сокращены. До такой степени, что американский президент Дональд Трамп вообще считает ненужным тратиться на содержание этой организации. Батька не слишком разбирается в политтехнологиях. И явно проигрывает информационные войны с Западом. Но хорошо понимает, что в случае реальной угрозы он может опереться только на вооруженные силы. Никто на помощь спешить не будет.

Именно реальная боеспособность армии страны мотивирует западных политтехнологов вбрасывать в белорусское общество пацифистские идеи. Зачем небольшой стране такая армия? С кем собрались воевать? Не лучше ли потратить деньги на «экономику знаний», медицину и т.д. Все эти тезисы активно тиражируются в Интернете и на митингах так называемой «оппозицией». Современные технологии распространения информации позволяют в красивой обертке втюхать подобные мессиджи молодежи. Чем и занимаются в штабах «революционеров». Но Батька под эту пропаганду не прогибается. Если он начнет вести пацифистские речи, то ему все равно не поверят. Найдут еще к чему придраться. Как в басне: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать». Запад не намерен отказываться от того, чтобы «съесть» Белоруссию ввиду ее стратегического положения на востоке Европы. Поэтому Батька жестко гнет свою линию и не намерен от нее отступать. Сильная армия – сильная и независимая страна. И для большинства белорусов эта логика понятна.

Память о Великой Отечественной войне и подвиге белорусских солдат жива. «Бумажный тигр» НАТО реально ничего не может противопоставить, поэтому огрызается информационными провокациями. На этом фронте Батьке явно есть что улучшать и совершенствовать. Но это уже другая тема...»

***

Сетевой аналитик Анатолий Несмиян вообще скептически относится к любой смене власти в автократическом государстве, будь то Белоруссия или Россия:

«Рано или поздно, но диктатура в Белоруссии закончится. Мобилизационный способ управления рационален для решения кризисных задач - по сути, он и есть антикризисное управление. Однако для развития он, конечно, не годится, так как суть любого антикризисного управления - смещение баланса в принятии решений в сторону скорости и в ущерб качеству. Такое управление имеет смысл, когда нужно "расшивать" проблемы в условиях коллапса управления, но в работающей управленческой машине качество принимаемых решений начинает играть определяющую роль. Диктатура не в состоянии обеспечивать этот компонент управления, тяготея к "ручной" настройке, а значит - внося существенную долю субъективных и даже откровенно волюнтаристских факторов.

Это судьба любой диктатуры, особенно в условиях сегодняшнего сложного мира. Даже если у власти находится бессребреник, желающий своей стране и народу только хорошего, рано или поздно (скорее рано) он воплотит в жизнь принцип про благие намерения, которыми известно куда дорога вымощена. Но бессребреник у власти - это оксюморон. Обычно к ней приходят настолько отвратительные личности, что подозревать их в желании что-либо развивать, кроме своего личного и кланового благополучия, точно не приходится.

Диктатура неэффективна. И как любая неэффективная система, быстро перегружается внутренними и внешними противоречиями, пожирающими весь свободный, а затем и вообще весь ресурс системы. После чего она последовательно проходит через фазу системного кризиса к катастрофе. Россия уже в катастрофическом сюжете, Белоруссия - на переходе к нему.

Для постдиктатуры всегда встает один и тот же вопрос - выхода из замкнутого круга. Всегда есть соблазн на место "неправильного" диктатора усадить "правильного". Уж он-то точно не повторит ошибок и просчетов предыдущего. Связано это с тем, что диктатура - штука крайне комфортная. Народ сам добровольно отдает диктатору ответственность за свое будущее. Отвечать за него - занятие хлопотное и непростое. Проще всего доверить управление страной красивому, умному и молодому. А самим умыть руки. Легитимность диктатуры строится в первую очередь на этом комфорте, на отказе от личной ответственности. И убрав одного ("неправильного") диктатора, всегда есть соблазн остаться в зоне комфорта и так же не отвечать ни за себя, ни за своих детей, ни за свою страну. Ни за свое будущее. У начальства голова большая, пусть оно и думает.

Это и есть замкнутый круг, по которому движутся отсталые и дикие социумы. И если его не разорвать - то никакого смысла в смещении Путина, Лукашенко или какого-нибудь Мугабе нет. Придет кто-то такой же и все повторится заново.

Способ разорвать круг и создать спираль, конечно, существует. Это ротация власти, ее сменяемость. Не как самоцель, а как инструмент. Поэтому для постдиктатур ключевым становится становление демократии. Она необязательно (и даже точно необязательно) должна повторять западный ее вариант, но смысл любой демократии - в создании чувства ответственности людей за свое будущее. Они, и только они вправе выбирать руководство страны (региона, города) - и они же несут за свой выбор ответственность. Правильный выбор - жизнь приобретает перспективу. Неправильный - впереди начинает маячить тупик. Важно, чтобы любую ошибку можно было исправить. Убрать негодного руководителя и поставить другого - возможно, более годного.

Всему этому нужно учиться. И нелепо полагать, что на смену диктатору вот раз - ррраз, и придет мудрый и правильный. Скорее всего, нет. Поэтому и требуется учиться искать и выбирать. Создавать механизмы управления, в которых субъективные факторы значили бы существенно меньше, чем объективные. В США, к примеру, у президента срок полномочий - 4 года. Трамп с идеей переноса выборов (он, кстати, уже вроде бы отказался) никак не продлевает свой срок - 20 января он заканчивается при любом развитии событий. А уж представить себе голосование по "обнулению" сроков президента в США невозможно даже теоретически. Поэтому ни три, ни пять, ни шесть сроков сегодня в США невозможны. Приходится играть в рамках тех правил, которые заданы.

В этом смысле неважно, кто придет после Путина или Лукашенко. Ну, конечно, важно, но неважно в том смысле, что главное - вернуться к идее сменяемости власти. Загнать элиту в рамки, за которыми она не может манипулировать и мошенничать. Любая попытка узурпации власти - государственное преступление, и нет ни одного внятного объяснения, почему узурпация - это хорошо. Если Лукашенко за пять сроков не сумел решить все стоящие перед ним задачи - значит, он плохой руководитель. Или задачи слишком сложны для него. Пусть этим займется другой. Не выйдет у него - значит, третий. Народ имеет право выбрать - кто из претендентов на решение проблем, стоязих перед страной, более соответствует.

Разорвать круг постдиктатуры можно. Но решение может очень многим не понравиться. Это решение - личная ответственность каждого. Что непросто. Однако любой иной вариант возвращает людей к пройденному. И вместо одного диктатора придет другой. Не лучше и не хуже - такой же. И с теми же последствиями. Тогда выбор придется делать уже следующему поколению. Или еще следующему.

А все остальные страны и народы, которые прошли через это, будут уходить все дальше и дальше...»

"