Posted 3 июня 2022, 19:39
Published 3 июня 2022, 19:39
Modified 7 марта, 12:34
Updated 7 марта, 12:34
Агентство аналитики больших данных «СидоринЛаб» провело исследование намерений россиян касательно предстоящих отпусков. В ходе составления рейтинга туристических направлений использовались сведения от жителей всех регионов России. Исследователи ограничились данными лишь по внутреннему туризму. При помощи системы мониторинга Youscan было проанализоваро 4358 релевантных упоминаний в соцсетях, мессенджерах, блогах, на форумах и сайтах-отзовиках – обсуждений россиян своих планов на летний отдых-2022.
ГДЕ СОБИРАЮТСЯ ОТДЫХАТЬ РОССИЯНЕ?
По итогам анализа самыми обсуждаемыми регионами стали: Краснодарский край – 30,6%, Республика Крым – 24,3%, Дагестан – 4,7%, Республика Алтай – 3,9% и Москва – 3,3%.
Россияне стараются не изменять традиции выехать на море: одни объясняют это привычкой, другие – необходимостью выехать в тепло из-за холодного климата, в котором приходится жить большую часть года.
На втором месте по популярности после морских курортов следуют горные Дагестан и Алтай – туда едут насладиться горами и живописной природой. Далее в рейтинге — Москва. Столица привлекательна как сама по себе, так и как «перевалочный пункт». В столице гуляют несколько дней и далее продолжают путь по длинным туристическим маршрутам.
Предпочтения россиян на лето-2022г.:
Краснодарский край | 30,6% |
Республика Крым | 24,3% |
Дагестан | 4,7% |
Республика Алтай | 3,9% |
Москва | 3,3% |
Калининградская область | 2,1% |
Республика Татарстан | 1,7% |
Республика Карелия | 1,4% |
Санкт-Петербург | 1,3% |
Чеченская республика | 1,0% |
Карачаево-Черкессия | 0,9% |
Смоленская область | 0,9% |
Ярославская область | 0,9% |
Ставропольский край | 0,8% |
Иркутская область | 0,8% |
Распределение интереса по конкретным городам выглядит таким образом: Сочи и Адлер в качестве желаемого места отдыха упоминают 13%, Анапу – 6,4%, Москву – 3,3%, Геленджик – 3,2%. Города, в которые интересно ненадолго заехать погулять: Казань (1,4%), Санкт-Петербург (1,3%) и Калининград (1,2%) вперемешку с курортными городами Краснодарского края.
СТРАХИ
Россияне активно обсуждают и проблемы разного характера, страхи, связанные с будущим отдыхом.
61,1% от всех упоминаний о проблемах относится к Республике Крым, а 35,7% – к Краснодарскому краю.
О наболевшем
Топ-3 наиболее распространенных опасения россиян в этом году:
96,8% сообщений людей затрагивают Краснодарский край и Крым, но лететь в Крым на 21 п. п. «страшнее», чем в Краснодарский край. Одно из опасений, высказанных пользователями – возможное начало боевых действий (отметили 5% опасающихся).
Другая проблема, которая волнует россиян – качество курортов в России: люди в целом негативно оценивают такую перспективу, отмечают плохой сервис, общее состояние инфраструктуры курортных комплексов («всё осталось, как в советские времена»):
Также 2% среди всех проанализированных пользователей в контексте обсуждения предстоящего отпуска отметили, что проведут его на даче, а 1% просто никуда не собирается.
Недоступность заграницы рождает отложенный спрос
Из-за кризиса российские туристы массово отказываются от отпуска заграницей, предпочитают ему экскурсии по родине или отдых на даче. Специалисты DUGA Real Estate Branding рассуждают о возникновении в России нового явления – огромный отложенный спрос.
Его пытаются эксплуатировать сегодня представители бизнеса.
Накопление отложенного спроса на отдых показывает оценка динамики внутреннего и внешнего туризма за последние пять лет.
В связи с пандемией в 2020 году количество размещений в гостиницах в РФ резко упало в сравнении с 2019 годом — с 65 млн до 45 млн. По данным Росстата, в 2021 году динамика прироста внутреннего турпотока составляла +30% относительно 2020 года. Количество выездов за рубеж в 2020 году сократилось примерно с 45 млн до 12 млн, а в 2021 году выросло, но всего до 18 млн.
«По нашим подсчетам, в России находятся 25-30 млн потенциальных путешественников с хорошим доходом, они привыкли летать за рубеж, привыкли к определенному уровню сервиса, однако по совокупности причин для них это всё сейчас недоступно, — комментирует стратегический директор DUGA Real Estate Branding Александр Марфин. — Всё это формирует огромный отложенный спрос. Бизнес-аналитики выдвинули гипотезу, чем это можно компенсировать, и это сработало.
Субститутом стал глэмпинг (разновидность экологического туризма), автомобильные путешествия в районах Дагестана, Алтая, Байкала, Камчатки и т.д.
Тем не менее, такие путешествия не полностью удовлетворяют запрос россиян на семейный отдых с качественным сервисом, к которому они привыкли».
От 2022 года все, затаив дыхание, ждали ослабления ковидных ограничений и возможности свободно путешествовать, однако геополитическая ситуация снова отложила выезды за границу — теперь уже на неопределенный срок.
Аналитики прогнозируют, что в таких условиях спрос на внутренний туризм будет расти неизбежно.
В регионах России уже отмечают рост налоговых поступлений от туриндустрии.
К примеру, в Карелии с начала года они увеличились в 1,5 раза по сравнению с первым кварталом 2021 года. В этом году власти республики прогнозируют, что ее посетит более миллиона туристов. Власти Нижегородской области ожидают в этом году увеличения турпотока до 2,7 млн человек – это связано с юбилеем Нижегородской ярмарки и посвященной ей фестивалем.
С 2018 по 2020 год среднее количество ночевок в отелях в Московской области поднялось с «выходных/бизнесовых» 3,2 до вполне «отпускных» 5,2 суток, что означает кардинальную смену запроса. При этом предложений для такого запроса по-прежнему немного, низкое качество сервиса для гостиничного бизнеса в России — пока большая проблема.
Международные сети отелей задают стандарты сервиса, но многие из сейчас покидают рынок. Остаются только очень дорогие гостиницы с хорошим сервисом, стоимость которых зачастую значительно превышает ценники сетевых, а во всех остальных качество сервиса часто не соответствует даже заявленному уровню — в отеле, позиционирующем себя как пятизвездочный, часто можно встретить сервис на 3 или даже 2 звезды. Таким образом, в гостиничном бизнесе возникает дефицит предложения для платежеспособной части аудитории, привыкшей к определенному уровню инфраструктуры и сервиса. И это вызов для индустрии, подчеркивают эксперты рынка.
Накопленный отложенный спрос в сочетании со всё ещё низким качеством туристической инфраструктуры и сервиса должен привлечь на рынок новых игроков. Вероятно, это будут девелоперы, для которых, во-первых, в текущих условиях как никогда важна диверсификация, а, во-вторых, с накопленным в строительной отрасли опытом им будет достаточно просто интегрироваться именно в развитие туристических объектов.
Как отмечает Александр Марфин, от девелоперов поступают запросы на проработку инвестиционных проектов в сфере туризма. Компании запускают отдельные юниты, связанные именно с туристическими проектами.
«Переход на туристический рынок игроков из сферы девелопмента должен «встряхнуть» рынок отелей за счёт появления сильных команд с иной экспертизой. Это шанс для обновления туристического рынка страны и появления качественных проектов и достойного сервиса на этом рынке», считает эксперт.
Забытый заграничный туризм
В конце мая о планах на отпуск за границей заявили всего 6% россиян против 18% россиян, которые высказывали такие намерения в феврале 2022 года, следует из опроса центра социального проектирования «Платформа» и OMI.
Доля тех, кто решил провести отпуск, оставшись в домашнем регионе, возросла с 57% до 69%.
Путешествия внутри России, не только в домашнем регионе, планируют 25% россиян. Организаторы опроса отмечают, что этот показатель не изменился после начала спецоперации.
Однако 70% россиян отметили, что пересмотрят свои планы на отдых, если его стоимость поднимается в 1,5 раза и более.
15-20% зарегистрированных авиабилетов с 4 марта по 30 мая пришлись на страны ближнего зарубежья, 5-10% — на другие страны. Это больше, чем весной прошлого года, когда те же показатели составляли 4-7% и 1-3% соответственно. Такая тенденция связана, в частности, как полагают авторы исследования, с восстановлением интереса к зарубежным направлениям после ослабления коронавирусных ограничений.
33% опрошенных боятся отправляться за рубеж из-за предполагаемого негатива там в отношении русских, 2% переживают, что могут возникнуть перепалки во время полета, 24% — из-за проблем с использованием российских банковских карт за границей. Притом все, кто чего-либо опасается, связывают свои страхи только с европейскими странами. В Турцию, ОАЭ и Египет им лететь не страшно.
23% россиян еще не определились с планами на лето.
Четкая тенденция этого сезона – переориентация туристов с внешнего направления на внутреннее. Но даже так, отмечается спад – в этом году в отпуск внутри России отправится на 5-7% россиян меньше по сравнению с 2021 годом. Вместе с тем, возрос интерес к поездкам в Карелию, на Кавказ, в Приморье и Питер.
В представительстве одного из российских туроператоров отмечают, что средний чек на путешествия упал на 86%. Также туристы добираются до отдыха своим ходом, чтобы сэкономить. Вдобавок люди в принципе боятся слишком далеко отъезжать от дома, видя нестабильную ситуацию в стране.
Например, если до нынешнего кризиса каждый год в Турцию летали около 6-7 млн россиян, то в 2022 году с натягом можно говорить о 3,5 млн. Хотя сама Турция ждет туристов с огромными надеждами — в стране зафиксирован ужасающий уровень инфляции.