Posted 3 февраля 2022,, 14:18

Published 3 февраля 2022,, 14:18

Modified 7 марта, 13:06

Updated 7 марта, 13:06

Купить, пока не поздно: что будет с ценами на новые автомобили в 2022 году

Купить, пока не поздно: что будет с ценами на новые автомобили в 2022 году

3 февраля 2022, 14:18
Фото: tauto.ru
Когда в России наступают тяжёлые времена, люди кидаются вкладывать деньги во всё подряд. Пока не поздно. Особенно привлекательными выглядят автомобили и бытовая техника: квартиры уже недоступны, на продуктах научились экономить. Но будет ли смысл в таких инвестициях в 2022 году?

Виктория Павлова

Как выяснили «Новые Известия», доступность квартир в 2022 году сильно упадёт. А вот по самым базовым расходам, в том числе на продукты, люди ещё могут ценой своего здоровья ужаться. Ситуацию подогревает неопределённость на границе с Украиной: может всё закончится тихо и мирно, а может разразиться война со всеми вытекающими последствиями в виде санкций, закрытия границ, падения рубля. В такой ситуации россияне начинают скупать все товары длительного пользования. Помните, как в конце 2014-го народ сметал все автомобили из автосалонов и телевизоры из магазинов электроники? «НИ» вместе с экспертами разбираются, есть ли смысл в подобных «инвестициях» в 2022 году.

Ковидные качели авторынка

Даже если не учитывать накруток дилеров в 2021 году, машины подорожали минимум на 20%: средняя цена нового авто превысила 2 млн рублей. В последний раз такой резкий скачок цен был в 2015 году после двукратного падения курса рубля. Только в 2021 году рубль ослаб всего лишь на 2,3%.

Авторынок в 2021 году штормило: по данным Ассоциации европейского бизнеса, первое полугодие показало внушительный рост продаж на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а потом начался не менее внушительный спад. Продажи в октябре 2021 года потеряли 18%, а в ноябре и декабре – по 20% по сравнению с данными за 2020 год. Всего же за 12 месяцев без учёта некоторых китайских и премиум-марок было продано 1,667 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 4,3% больше, чем за 2020 год.

Получается странная ситуация: на каждом углу продавцы заявляют о дефиците компонентов, в салонах нет машин даже для тест-драйва, а продажи выросли. Да и абсолютные цифры продаж не такие уж и плохие: в спокойном 2019 году, когда в салонах можно было договариваться о скидках, продали немногим больше. А 2009, 2015, 2016 и 2017 годы по продажам были ещё хуже без всяких чипов.

Так был ли на самом деле кризис полупроводников, или его выдумали дилеры новых автомобилей, чтобы выжать из людей побольше денег? Это, кстати, у них очень хорошо получилось. Объём авторынка в 2021 году достиг небывалых 3,02 трлн рублей, а в рекордном по числу продаж 2012 году он составлял лишь 2,34 трлн рублей.

Автомобильный эксперт Антон Шапарин считает, что сыграть на страхах людей было несложно.

- Дилеры устроили медиаистерию: «автомобилей больше никогда не будет, купи дефицитный, пока есть». У нас люди помнят, что такое дефицит автомобилей, и для многих это, конечно, сыграло важную роль. Причем видно даже, по каким брендам это сыграло лучше всего – по тем, которые в ходу у самых консервативных россиян. Если ты мог приехать купить Volvo без дилерских допов (ну просто потому, что они видели, что потребители не готовы за это доплачивать), то какую-нибудь Тойоту без допов не продавали.

Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что дефицит компонентов – никакая не шутка:

- Действительно, дефицит чипов существует. Рынок чипов перераспределяется, сегодня поставщикам чипов выгоднее чипы отдавать в другие сферы, а не в автопром, а производителей можно по пальцам пересчитать, так что кризис рынка есть. Плюс сырьевые кризисы. Поэтому действительно с чипами огромное количество проблем, это никакие не «заговоры китайцев», чипы дорожают, это дорожают все технологии, дорожает весь процесс.

Антон Шапарин поясняет, что всё дело в отложенном спросе. Не было дефицита – продали бы больше:

- Сказался ещё очень большой отложенный спрос, который был из-за ковида.

На формирование отложенного спроса ещё оказали влияние низкие продажи в предыдущие годы. История показывает, что российский рынок способен потреблять почти 3 млн новых автомобилей в год. Продаж на уровне 1,6–1,8 млн машин в год не хватает для поддержания автопарка, он стареет. К началу 2021 года средний возраст автомобиля по оценке «Автостата» составлял 13,9 года, а 41% автомобилей был старше 10 лет. Даже в далёком 2009 году средний возраст составлял 12 лет.

Карманы россиян пустеют из-за дилеров?

А вот о том, что будет с автомобильным рынком дальше – прогнозы расходятся. По мнению Антона Шапарина, дальнейший рост цен замедлится из-за сильного падения продаж в конце прошлого года. Возможности людей всё-таки не бесконечные:

- К сожалению, платежеспособный спрос достаточно ограничен, и дальнейшее повышение цен обернется падением продаж, и мы уже сейчас это видим. Автопроизводители не будут сильно поднимать цены на автомобили, потому что есть достаточно серьезная конкуренция во всех сегментах и уже произошедший рост цен больно ударит по продажам, а это никому не нужно.

Но это касается автопроизводителей, которые определяют оптовые и устанавливают рекомендованные розничные цены, которые никто уже давно в глаза не видел. Людям важно то, за сколько они могут забрать конкретный автомобиль. Тут уже прогнозировать намного сложнее – отмечает Антон Шапарин, но надежда на сохранение цен всё-таки есть:

- Дилеры, которые накручивают собственные допы на сотни тысяч рублей и без этого не продают, они, собственно, делают прогнозирование итоговых цен, по которым машина будет продаваться, абсолютно бессмысленным занятием, потому что непонятно, как далеко зайдет их жадность. Они уже испортили отношения со значительной частью своих покупателей и от лояльных клиентов не осталось и следа, они уже уничтожили многолетние инвестиции в пиар и репутацию автомобильных брендов, и это все уже сказывается сейчас, мы это видим. Поэтому я не думаю, что цены будут сильно расти, не должны, слишком много факторов, ограничивающих это.

Динис Мигаль придерживается более радикальной точки зрения: дорожать будет всё. Возможны только отдельно взятые исключения:

- Я думаю, дорожать будут все сегменты, потому что проблемы, которые есть на автомобильном рынке, одинаковые. Это пандемический кризис, полупроводники, логистические разрывы и неважно, где у тебя сборка или это полностью экспорт – вы все равно находитесь в одинаковых условиях. Вопрос другой – у какого производителя какая будет тактика? Допустим, кто-то захочет увеличить долю, как сейчас это делают китайцы. Китайцы, очевидно, делают свою продукцию более качественной, и пытаются делать ее конкурентоспособной по цене. Очевидно, что они продают в минус, но их задача – нарастить долю рынка, как это делали корейцы последние лет 5. От этого очень много будет зависеть.

Про цены 2018–2019 годов можно забыть навсегда: они не вернутся никогда. Денис Мигаль отмечает, что производители только сейчас вышли на уровень европейских цен, которые были в России до конца 2014 года:

- В прошлом году в РФ произошла коррекция цен – они стали похожи на европейские, потому что зачастую в последние годы у нас были самые низкие цены на автомобили. Это говорит о том, что все производители в России торговали в убыток. Произошла корректировка стоимости, мы сейчас продаем машины примерно по европейским ценам. Так и должно быть, иначе мы как рынок производителю будем неинтересны, он будет уходить с этого рынка так или иначе, и будет все равно страдать потребитель.

Страдают все

Но, вероятно, в 2022 году проще будет найти автомобиль по адекватной цене хотя бы без космических накруток – всё зависит от конкретного дилера и его желания выжить в новых условиях. Эксперты сходятся во мнении, что им тоже приходится непросто. Антон Шапарин прогнозирует даже череду банкротств в 2022 году:

- Многим дилерам будет выживать еще сложнее, целый ряд из них останется без бонусов по итогам 2021 года. Их экономические показатели будут очень тяжелыми несмотря на то, что они накручивали огромные суммы сверху на автомобили. Поэтому мы увидим в этом году и банкротство дилеров.

Денис Мигаль указывает на то, что и самим дилерам интереснее было бы вернуться к прежним схемам:

- Когда есть недостаток автомобилей, и продается не 100, а 50 машин, то, очевидно, дилеры ищут компенсацию в марже. Но у дилеров есть куча ограничений, и единственный способ, который позволяет им достигать той нормы рентабельности, которая необходима – продажа допов. Безусловно, есть нерадивые дилеры, которые этим злоупотребляют и под допами подразумевают какие-то наножидкости за 50 тыс рублей, но есть вменяемые дилеры, которые за допы предлагают вам второй комплект резины, защиты, которые могут быть очень полезны. Наценка идет, но маржа дилера там не сверхкосмическая. С точки зрения маржинальности для дилера, по большому счету, выгоднее продавать 100 машин, чем 50 с большой маржой.

Машины будут дорогими, и если без приобретения нового автомобиля не обойтись, то следует очень постараться поискать выгодные предложения, возможно, в других городах и даже других регионах, где спрос меньше. Так есть шанс хотя бы сократить расходы на бесполезное допоборудование по космическим ценам. 2022 год только самым неленивым даст заключить выгодную сделку.

"