Posted 3 февраля 2020,, 14:39

Published 3 февраля 2020,, 14:39

Modified 7 марта, 15:20

Updated 7 марта, 15:20

Надзирать - не творить: прорывов от нового правительства ждать не нужно

Надзирать - не творить: прорывов от нового правительства ждать не нужно

3 февраля 2020, 14:39
Экономическая политика государства останется прежней, разве что еще ужесточится налоговое бремя

Смена российского правительства и его перспективы на фоне постоянно падающих доходов населения и замедления темпов роста экономики оценил на сайте Московского Центра Карнеги аналитик Андрей Мовчан.

Эксперт сразу же предупреждает, что совершенно глупо полагать, что предыдущее правительство было отставлено из-за того, что не справилось, и что новое резко сменит курс, поскольку первый вице-премьер Белоусов – любит уравниловку и раздачу денег, тем более, что защитник монетарной политики Силуанов сохранил свой пост.

От правительства в России вообще мало что зависит, поскольку вся власть в стране принадлежит небольшой группе людей, мимо которых не пройдет ни одна вольность со стороны подчиненных. А потому, посмотрев на кремлевскую администрацию, правительство и надзорные ведомства вкупе, становится ясно, что никакой смены не случилось, и перемен не будет. Не стоит преувеличивать и роль Собянина в связи с тем, что несколько его сторонников вошли в состав правительства страны: просто работа в столице всегда на виду и не более того. Тем более, что всего полгода назад сам Собянин был брошен один во время московских выборов, которые он и проиграл оппозиции.

А в остальном можно назвать новый состав неким контрольно-надзорным органом, поскольку почти все его руководство вышло из надзорных ведомств, а сам премьер успешно собирал налоги.

Поэтому правительство не будет ничего менять, изобретать и делать прорывы, его задача проста: удерживать власть и денежные потоки, которые позволяют власти покупать лояльность чиновников и обогащаться. Ну и еще как-то поддерживать спокойствие в обществе, которое просит поднять уровень жизни. По существу, и само общество не хочет никаких потрясений, ни даже уменьшения социального неравенства, а только немного денег, что при высоких ценах на нефть вполне достижимая задача.

Это все вписывается в переход к трехукладной экономике, который наметился в стране. Во-первых (это основа всего), крупные государственные монополии. Во-вторых, крупные частные и при этом «ручные» предприятия, которые фактически тоже управляются государством. И в-третьих, мелкие, независимые предприятия, предоставленные самим себе – выживай, как можешь, но плати налоги и бузи. Их надо терпеть, поскольку именно они и дают налоги, а налоги всех остальных предприятий – это деньги, которыми государство вертит, как хочет.

Кстати, такая модель свойственна социалистической системе, когда та оказывается в кризисной ситуации и позволяет кое-что бизнесу, крепко держа за собой власть. Так было, к примеру во времена НЭПа, и того же хотели добиться советские власти в перестройку.

Но есть и отличия: и НЭП и перестройка были введены на фоне кризиса, а сейчас никакого кризиса про высоких ценах на нефть нет. Страна за время нулевых годов накопила большой запас прочности, который остается даже при высочайшем уровне коррупции и вывода денег за рубеж.

Путинская экономическая политика (ПЭП) характерна тем, что власть строго контролирует банковский сектор и национализировала крупные сектора экономики, отобрав их у олигархов.

Это не Китай, где «чудо» стало возможным на фоне крайне низкой базы, массивного неудовлетворенного спроса и доступа к большому объему дешевых трудовых ресурсов. В России все наоборот – с относительно высокой базы, в обстановке, когда трудовых ресурсов мало, а спрос во многом удовлетворен за прошедшие нулевые. ПЭП, в отличие от НЭПа власть считает не отступлением, а движением вперед, хотя доходы населения падают уже десятилетие, а основные рынки стагнируют, что явно говорит о проблемах.

Каков же прогноз? Эксперт отмечает, что сокращение ненефтяного и негосударственного ВВП совершенно очевидно, так что с этой стороны доходов не будет. Да и углеводородный и металлургический сектора, которые зависят от цен на сырье, вряд ли смогут повлиять на рост ВВП. А стало быть – рост нужно искать в госсекторе, который требует централизованного инвестирования, причем в нынешних условиях иностранных инвестиций ждать не приходится. А стало быть инвестором становится само государство, то есть профицитный бюджет.

Эти инвестиции при полном отсутствии любых других, более эффективных и призваны давать населению работу и питание через государственную зарплату. Но поскольку госинвестиции - это по сути круговорот денег, то для того, чтобы платить зарплаты бюджетникам, нужно их быстро оборачивать, возвращая в бюджет. И вариант с напечатанием денег тут не пройдет, поскольку Кремлю слишком памятен венесуэльский опыт. А стало быть, возвращать можно только налогами и на природные ресурсы, и на потребление. Круг замыкается, и получается, что главная задача ПЭПа – собирать как можно больше налогов. Потому-то и возглавил правительство успешный руководитель ФНС. Теперь нужно ждать нового роста налоговой нагрузки, и не только, поскольку это может привести к социальному взрыву (а в России уже совокупная налоговая нагрузка больше, чем в большинстве развитых стран, и намного больше, чем в США и Китае).

Зато пока довольно низкие налоги на недвижимость, что вероятнее всего власти и исправят вскоре. Кроме того, в стране очень низкий подоходный налог. В реальности он суммируется с очень высокими социальными налогами, так что 90% работников платят налог с зарплаты больше, чем, скажем, в Германии. Зато есть сферы, где социальные налоги не платятся – с дивидендов, гонораров, с владельцев ИП, с инвесторов (с доходов от роста стоимости имущества) и т.д. А потому, власть поднимет подоходные налоги на капитальные доходы и на проценты по депозитам, если, конечно, не встретит серьезного сопротивления внутри самой власти, со стороны крупных чиновников, которые не захотят сами платить высокие налоги со своих депозитов и инвестиций. Можно вводить сборы и с самозанятых...

Важно помнить, что в рамках ПЭПа то, сколько ты соберешь налогов, не сильно влияет на благосостояние граждан. Гораздо важнее, сколько ты их раздашь кому надо. При росте налогов и неравенство будет сокращаться, что тоже понравится обществу.

Ну а кроме этого, никаких существенных изменений в экономической политике нового правительства не будет по сравнению со старым. «Нацпроекты будут финансироваться, госкорпорации – расти, как и число занятых в госсекторе. Налоги продолжат увеличиваться, а социальное перераспределение – развиваться...» - заключает эксперт.

"