Posted 2 декабря 2022,, 10:57

Published 2 декабря 2022,, 10:57

Modified 7 марта, 11:53

Updated 7 марта, 11:53

В российских ТРЦ наплыв новых брендов, но моллы продолжают ждать налоговых льгот

В российских ТРЦ наплыв новых брендов, но моллы продолжают ждать налоговых льгот

2 декабря 2022, 10:57
Российский совет торговых центров (РСТЦ) заявил, что благодаря их работе уже 11 регионов России приняли решение предоставить налоговые льготы торговым центрам, потерявшим и критическое число арендаторов, и покупателей. Эксперты консалтинговых агентств тем временем отмечают, что в большой торговле не все так безнадежно.

Екатерина Максимова

Еще в октябре руководство РСТЦ предложило представителям торгового бизнеса обратиться к губернаторам и сообщить им о «глубоких изменениях, происходящих в рамках рынка розничной торговли и услуг», и о том, что торговые центры испытывают существенные проблемы.

В ноябре, верстая бюджеты, субъекты РФ один за другим начали принимать решения о предоставлении ТРЦ налоговых преференций. Местные власти снизили для крупных моллов налог на имущество от кадастровой стоимости. В некоторых субъектах льготы предусмотрены до 2024 года включительно. Совокупные суммы недополученных доходов региональных бюджетов будут исчисляться миллиардами.

Как отметил член президиума РСТЦ Дмитрий Москаленко, торговый сектор пока не поддержали Москва и Санкт-Петербург. «В этих городах, где бизнес серьезно пострадал от ухода иностранных ретейлеров, в отличие от регионов, власти идут четко по схеме, принятой в 2016 году, с последовательным увеличением коэффициента расчета налогов от кадастровой стоимости», - заявил Дмитрий Москаленко.

Аналитики консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге настроены более оптимистично. Они подсчитали, что с начала года торговые центры Северной столицы покинули 16 международных операторов, но освобожденные после них площади уже активно арендуют другие игроки рынка.

В NF Group отметили, что ушедшие бренды (Calvin Klein Jeans, Camper, Daniel Wellington, Jack Wolfskin и другие) занимали 10% от арендопригодной площади. Еще 20 международных брендов, которые также арендуют 10% площадей в ключевых торговых центрах города, остались работать под другим названием.

И вывеску сменили многие: Sneaker Box вместо Reebok, NAM вместо Deichmann, Move вместо Helly Hansen и другие. До конца года под новым брендом откроются магазины детской одежды Mothercare, а также обсуждается возможность открытия в 2023 году части брендов Inditex под новыми наименованиями. Бывшие магазины польской LPP (Reserved, Mohito, Sinsay, House, Cropp) уже работают под вывесками Re, Mo, СИН, ХС и Сr.

«Позитивным трендом лета и осени стал ребрендинг большинства международных ретейлеров, что благоприятно сказалось на общем уровне вакансии в торговых центрах. Несмотря на разные форматы сохранения операционной деятельности существенного объема международных игроков, остается еще ряд крупных групп фэшн-брендов, которые так и не приняли окончательного решения. От того останутся они на рынке или примут решение об уходе, будет зависеть состояние рынка торговых центров Санкт-Петербурга в 2023 году», - прокомментировала руководитель департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

Всего в «десятке» ключевых ТРЦ Санкт-Петербурга сейчас присутствуют 147 зарубежных брендов (магазины и рестораны) из 24 стран. На долю этих компаний приходится 192,4 тыс. кв. м торговых площадей - это 29%. Временно закрыты магазины 23 брендов из 7 стран (54,5 тыс. кв. м) – это тот объем площадей, который потенциально может пополнить вакансию в случае принятия решения ретейлеров об уходе с российского рынка. Также моллы дождались новых арендаторов, которые во втором полугодии подтвердили свои планы начать бизнес в России. В их числе итальянские Dan John, Loriata, RUCK&MAUL, Coccinelle, Royal Rabbit (Англия), Fissman (Дания), Mexx (Нидерланды) и другие.

Что касается Москвы, то консалтинговая компания Nikoliers считает, что по итогам третьего квартала уровень вакантных площадей в торговых центрах столицы составляет 13,9%. Но это средний уровень вакантности и без учета иностранных брендов, приостановивших работу магазинов на территории России.

«В крупноформатных торговых центрах уровень вакантности находится в диапазоне от 3% до 19%, где также не учитывались магазины, временно приостановившие операционную деятельность в России. Доля занимаемых помещений с арендаторами «на паузе» в суперрегиональных проектах варьируется в диапазоне 4–30%», - подсчитали аналитики Nikoliers.

В компании Core.XP (ранее - CBRE ) отмечают, что иностранные бренды в Москве начали активно заменять российские марки. К примеру, Melon Fashion Group планирует открытие 250 новых магазинов. В столичных моллах также появятся LIME, NOUN, универмаги российских дизайнеров, а также уже представленные на рынке иностранные магазины, помещение для которых было выделено путем «нарезки» площадей более крупных ритейлеров.

«Новые Известия» сообщали, что депутаты регионов, выступающие за налоговые льготы для ТРЦ, объясняли необходимость помогать торговле тем, что так можно сохранить численность наемных сотрудников. «По факту, поддерживая ТРЦ, мы поддерживаем еще и сотрудников, их уровень заработной платы. Мы видим, что трафик во всех ТРЦ сейчас упал. В данной ситуации нужно поддерживать в том числе и бизнес», - комментировал решение Заксобрания Свердловской области депутат Олег Гордеев.

Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский заявил «НИ», что помогать крупной торговле нужно еще и потому, это увеличивает спрос потребителей, соответственно, уменьшает цену и увеличивает конкуренцию.

По данным РСТЦ, торговые центры дают работу 4 млн россиян. На долю моллов приходится до 25% оборота российских магазинов. И ТЦ занимают более 28 млн кв. м площадей (из них 8 млн квадратов приходится на Москву). По данным РСТЦ, посещаемость торговых центров к уровню 2021 года упала на 20%. Уровень вакантных площадей, по оценке Дмитрий Москаленко, аномально высокий - 25-30% от суммы арендопригодных миллионов квадратных метров.

"