Posted 2 октября 2018,, 14:59

Published 2 октября 2018,, 14:59

Modified 7 марта, 16:41

Updated 7 марта, 16:41

Наталья Зубаревич: время губернаторов-варягов подходит к концу

Наталья Зубаревич: время губернаторов-варягов подходит к концу

2 октября 2018, 14:59
Мотивация временщиков у губернаторов-назначенцев только усилит риски конфликтов с муниципальными и региональными элитами.
Сюжет
Выборы

Поражение партии власти на губернаторских выборах в четырех регионах объясняется тремя базовыми факторами: повышением пенсионного возраста, длительным падением доходов населения и общей усталостью от несменяемой власти, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Давно работающие, слабые и непопулярные губернаторы проиграли в трех регионах, а в более чем 30 регионах, где правили новые молодые варяги-технократы выборы прошли успешно. Провалился только Приморский край. Случайно или нет? По мнению эксперта, существует три фактора, способствовавших провалу кандидата от власти в Приморье.

Во-первых, это экономические интересы и специфика региональных элит. Главный ресурс региона – это рыба, и в отличие от нефти и газа этот ресурс распределен пространственно, а стало быть бизнесу проще уходить из-под контроля государства – превышать квоты на вылов, продавать улов прямо в море или портах соседних стран.

Эти квоты распределяются в Москве, и в дележе участвуют сильные лоббистские группы, но у губернатора есть свои рычаги влияния на этот бизнес. Недаром рыболовецкая компания Сергея Дарькина была столь успешной в период его губернаторства. Именно в этом базовое отличие Приморья от большинства регионов, где местный бизнес, имеющий ресурсы и интересы, представлен в основном девелопментом, торговлей и все реже – региональными банками. Федеральные и региональные власти имеют множество рычагов давления на них. Крупный российский бизнес не интересуется выборами губернаторов, он решает вопросы на федеральном уровне.

Во-вторых, это более сильная региональная идентичность: дух мореманской вольницы и явная нелюбовь к начальникам-варягам, которые проявляются в местной политике. В 90-х федеральные власти никак не могли убрать одиозного губернатора Евгения Наздратенко, потом выборы губернатора против воли центра выиграл Сергей Дарькин. Можно добавить к этому букет мэров Владивостока – уходившего в астрал Виктора Черепкова, проворовавшегося Юрия Копылова, выходца из криминальных структур Владимира Николаева. Их снимали, кого-то сажали, но население все равно выбирало своих, а не чужих.

Зато попытка направить в край москвича Владимира Миклушевского закончилась войной с региональными элитами, и его досрочным уходом с поста губернатора из-за низкой популярности. То же самое случилось на выборах и с технократом Андреем Тарасенко. К тому же жители края всегда сопротивлялись невыгодным для них федеральным решениям, как например, ограничению импорта праворульных машин в 2009 году – решение, которое подрывало и местный бизнес, и занятость, а также доходы примерно ста тысяч жителей края. Пришлось привозить ОМОН из Москвы и Мордовии, местный разгонять людей отказался.

В-третьих, это сильное разочарование жителей края в политике «поворота на восток». В период подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году город получил большие и инвестиции, и ожидания. Однако с тех пор огромные средства не привели к ускоренному развитию города и края. Инвестиции с 2013 по 2017 год сократились в реальном выражении на 21%. Тут не добывают нефть и газ, а новые индустриальные проекты пока остаются на бумаге. Отток населения по-прежнему очень высок. Льготы же от властей не компенсируют высокие издержки плохой инфраструктуры, дорогой электроэнергии, повышенной стоимости и структурного дефицита рабочей силы.

В Приморье прибылен только сырьевой сектор, барьеры для обрабатывающих производств слишком высоки, хотя федеральные власти продолжают делать ставку на их развитие. Экономику не обманешь, что-то получается только при выделении больших бюджетных и квазибюджетных денег (гособоронзаказ) или добровольно-принудительном привлечении инвестиций крупнейших госкомпаний (судостроительный завод в городе Большой Камень).

Строительство нефтеперерабатывающего завода под Владивостоком остается в подвешенном состоянии уже несколько лет. «Роснефть» не хочет брать на себя риски и предлагает китайцам стать основными инвесторами, торгуясь за свою долю в собственности. Российский крупный бизнес, в основном угольный и металлургический, инвестирует в дальневосточные порты для вывоза на экспорт своей продукции и без указки властей, ему это нужно.

Закрепить местное население и привлечь мигрантов с помощью программы «Дальневосточный гектар» не удалось: две трети из 122 тысяч заявок подали сами жители Дальнего Востока, притока мигрантов эта программа не обеспечила. И не могла – Россия столыпинских времен с ее аграрным перенаселением европейской части осталась в далеком прошлом.

Программа помогла дальневосточникам оформить землю под гаражами, сараями, другие уже использовавшиеся участки, зато взявшие новые земельные наделы в основном не могут их использовать из-за отсутствия дорог и электроснабжения. Пока оформлено только 40 тысяч участков на весь Дальний Восток.

Раздражения жителям Приморья добавил сильнейший диссонанс между реальной жизнью и победными реляциями на Восточных экономических форумах, последний из которых проводился накануне губернаторских выборов. Очередной приезд высокого столичного начальства и лидеров азиатских стран с перекрытием дорог, мерами безопасности, парализующими жизнь Владивостока на несколько дней. А после - тишина. Население не понимает: если государство готово на огромные инвестиции, то почему нет денег на пенсии и нужно повышать пенсионный возраст?

Однако, вряд ли из-за одной неудачи такого рода, власть откажется от технологии губернаторов-варягов и технократов. Просто учтут в следующий раз специфику региона и используют ее на губернаторских выборах ближайших двух лет, только с более тщательной подготовкой и отбором кандидатов от власти.

Предположения о том, какими будут следующие выборы уже можно сделать. Результаты будут разными, поскольку среди варягов-технократов есть и управленцы с неплохим опытом, и силовики, у которых нет соответствующих компетенций, и даже политтехнолог. Часто губернаторы-технократы надеются, что их сослали в регионы ненадолго и после такого жесткого испытания вернут в федеральную власть. Мотивация временщиков и профнепригодность части губернаторов для управления регионом усиливают риски ошибочных управленческих решений, конфликтов с муниципалами и региональными группами интересов из-за жесткого давления на них, как, например, в Ярославской области. К тому же через пять лет эффект ожиданий от «молодого и новенького» перестанет работать, накопится усталость и разочарование.

Однако пока федеральные власти еще уверены, что проблемы управления регионами можно и нужно решать сверху, используя политтехнологические (выборы), силовые (посадки) и финансовые (бюджетные пряники или кнуты) инструменты. До последнего времени такой набор инструментов позволял держать регионы под жестким контролем, сбои появились только сейчас. По мнению эксперта, эти проблемы будут нарастать, и стоит ожидать, что в 2020-х федеральным властям не помогут даже улучшенные политтехнологии.

Полностью здесь

"