Posted 2 августа 2019,, 11:20

Published 2 августа 2019,, 11:20

Modified 7 марта, 15:54

Updated 7 марта, 15:54

Цифра дня: В РФ только 3 робота на 10 тысяч работающих, в Южной Корее - 631

Цифра дня: В РФ только 3 робота на 10 тысяч работающих, в Южной Корее - 631

2 августа 2019, 11:20
Мнения экспертов в этом вопросе разошлись: одни считают, что виноваты низкий уровень конкуренции и технологическая отсталость, другие ссылаются на то, что это общемировая тенденция

Аналитик Дмитрий Милин вынес на обсуждение в своем блоге вопрос о причинах низкой производительности труда в России:

«Главными причинами низкой производительности труда являются: низкий уровень конкуренции, серьезное отставание по технологиям, изношенность оборудования, недостаток инвестиций.

В России создано очень много неэффективных рабочих мест. Это позволяет держать формальную безработицу находится на низком уровне, но за счет огромной армии вахтеров, сторожей, охранников, лишних менеджеров, которые ничего, по сути, не производят, а только получают зарплату, что отрицательно влияет на показатели производительности труда.

Кроме того, в стране наблюдается слабая автоматизация производства. Например, по данным Международной федерации робототехники, в Южной Корее на каждые 10 тыс. сотрудников, занятых в обрабатывающей промышленности, приходится 631 промышленный робот, в Сингапуре – 488. Немцы имеют более 300 роботов на каждые 10 тыс. сотрудников, датчане – более 200, американцы – почти 190. Показатели России в этом рейтинге выглядят совсем слабо. У нас только 3 промышленных робота на каждые 10 тыс. человек. Это даже ниже, чем в Индонезии и столько же, что на Филиппинах...»

Впрочем, далеко не все согласились с такой оценкой. Так Андрей Пауков был категоричен:

«Это потому что зарплаты маленькие. Труд очень дёшев. А вот если установить минимальную зарплату в стране в 30 тысяч рублей, спустя 3 месяца все эти охранники, толпы менеджеров и пр. получат выходное пособие. А часть рабочих, да, станет выгодным заменить на роботов.

Нищим народом легче управлять. Когда вам введут пайки, как на Кубе и в Венесуэле, вообще станете как шелковые и попробуйте что-нибудь вякнуть, никакой ГУЛАГ не потребуется.»

А аналитик Борис Васин объяснил ситуацию глобальными процессами, происходящими в мировой экономике:

«На самом деле, все это общемировая тенденция. Дерьмо-работы идут по планете триумфальным шествием. Вот, например, американское Бюро трудовой статистики рапортует о том, что 7 из10 самых быстрорастущих профессий в США это низкооплачиваемый «ручной» труд в сфере услуг: сиделки, официанты, повара, продавцы, курьеры. Даже в«социальной» Швеции парламент разрешил создавать целый кластер «простых работ» (enkla jobb) — лифтеров, чистильщиков обуви, швейцаров. Считается, что это делается для мигрантов, но на самом деле, почти все смогут наестся этой «вкуснятины».

Как показало исследование, проведенное экспертами ОЭСР, за последние годы практически весь рост ВВП в развитых странах был обеспечен ростом занятости за счет низко производительных и плохо оплачиваемых работ в сфере услуг.

В общем-то так было не всегда. После Второй мировой коммунисты в социалистическом лагере и социал-демократы в развитых странах Запада проводили политику обгоняющего развития человеческого капитала. Они вкладывали деньги в образование, в программы повышения квалификации, обеспечивали социальные гарантии и вообще перераспределяли национальный доход в пользу рабочего класса. Это вело к тому, что рабочая сила постепенно становилась все более дорогой, но все более квалифицированной.

В результате, производительность труда по всему миру быстро росла. Например, в 1960-х — начале 1970-х годов по статистике ОЭСР в 37 крупнейших капиталистических экономиках она росла на 3,3% ежегодно.

После либерализации экономики в 1980-90-х гг. эти темпы стали быстро сокращаться. В 1995–2007 среднегодовой темп роста производительности труда упал до 2,6%. В 2011–2015 этот показатель составляет уже 1,7%, а в последние 5 лет и вовсе 0,9%. В нашей стране в 2014–2018 гг.производительность труда, по оценкам ОЭСР, и вовсе падала на 1% в год. Во многом просто потому, что производительность труда курьера или лифтера увеличить просто невозможно...»

"