Рус
Eng
Советы юриста: как сохранить бизнес в режиме вынужденного простоя
Аналитика

Советы юриста: как сохранить бизнес в режиме вынужденного простоя

2 апреля 2020, 12:12
В связи с текущим эпидемиологическим положением в нашей стране, бизнес вынужден все больше сокращать свои расходы. К сожалению, это касается в том числе и персонала.

Мария Андрюшина, юрист

Для предотвращения массового сокращения сотрудников, одной из оптимальных мер будет являться введение режима вынужденного простоя . Данная мера может распространяться как на всех сотрудников компании, так и на часть работников.

Простой согласно ст. 157 ТК РФ - это временная приостановка работы. Давайте рассмотрим, какие виды простоя предусмотрены в Трудовом законодательстве:

  1. Простой по вине работника – работник не допускается к выполнению должностных обязанностей по причинам несоответствия нормам безопасности труда (появление на рабочем месте в состоянии алкогольного/наркотического опьянения и др.), либо совершил прямые умышленные или непредумышленные действия – например поломка оборудования.
  2. Простой по вине работодателя. Такой вид простоя применяется в ситуациях, когда установлено, что именно действия или бездействие работодателя привели приостановке деятельности компании. Так же данный вид простоя будет применяться, например, при отсутствии заказов, экономическом кризисе и т.д.
  3. Простой по независящим от сотрудника или работодателя обстоятельствам. К таковым случаям может относиться влияниевнешних непреодолимых факторов, таких как стихийные бедствия или иные форс-мажорные обстоятельства.

Именно простой по независящим от сотрудника или работодателя обстоятельствамприменяется сейчас во время эпидемии, т.к.в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора от 10.03.2020 года № 02/3853-2020-27 предприятиям и организациямрекомендовано прекратить работу для недопущения распространения COVID-19 и в России введен так называемый "режим повышенной готовности".

Рассмотрим как же правильно оформить простой из-за коронавируса.

Законодательно не введен порядок требований к оформлению простоя, поэтому каждая компания вправе самостоятельно решать как оформить приостановку деятельности.

Предлагаем к использованию следующий вариант:

Шаг 1

Издать распоряжения по компании. Необходимо подготовить приказ о по компании о введении простоя из-за коронавируса. В этом приказе нужно указать основания для приостановки деятельности, перечислить сотрудников, которые будут простаивать, время введения простоя и порядок оплаты. Также можно определить порядок информирования сотрудников о прекращении простоя.

Кадровым службам необходимо вести табель учета рабочего времени с отметками периода простоя. Компания может применять унифицированную форму табеля, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, или форму, разработанную самостоятельно.

Для обозначения простоя используют следующие буквенные или цифровые коды:

  • «РП»или 31 — время простоя по вине работодателя;
  • «НП» или 32 — время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • «ВП» или 33 — время простоя по вине работника.

Шаг 2

Ознакомить с приказом сотрудников, попадающих под введение простоя, под подпись. В случае, если работник отказывается подписывать приказ, необходимо составить акт и заверить его подписью двух свидетелей.

Оплата труда в режиме простоя

В Трудовом законодательстве установлены четкие размеры оплаты времени простоя.

Порядок оплаты простоя зависит от того, по чьей вине он произошел:

  • Работника — не оплачивается (часть 3 ст. 157 ТК РФ);
  • Если простой произошел по вине работодателя, его оплачивают в размере 2/3 среднего заработка работника. (часть 1 ст. 157 ТК РФ)
  • Ни работника, ни работодателя — оплачивается не менее 2/3 тарифной ставки или оклада работника, рассчитанных пропорционально времени простоя (часть 2 ст. 157 ТК РФ).

Средний заработок нужно определять в соответствии:

- со ст. 139 Трудового кодекса;

- с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение о среднем заработке).

Мария Андрюшина - руководитель отдела персонала юридической компании «Polozov Group»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter