Posted 2 апреля 2018,, 07:48

Published 2 апреля 2018,, 07:48

Modified 7 марта, 16:57

Updated 7 марта, 16:57

Тюремная карта Европы: почему мы - в красном

Тюремная карта Европы: почему мы - в красном

2 апреля 2018, 07:48
Очевидной взаимосвязи между суровостью правоохранительной системы в отношении хранения наркотиков и уровнем их потребления не существует

О крайне важной проблеме, которую никак не могут, а скорее всего не хотят осознать российские власти, написал в ЖЖ блогер Дмитрий Чернышев:

«Это тюремная карта Европы. Процент заключенных от общей численности населения различных европейских стран. Всего в Европе в тюрьмах сидит более 1,5 миллиона человек. 609 000 из них – в России.

Напомню, что каждый четвертый заключенный в России сидит за преступления, связанные с наркотиками. И среди них подавляющее количество – это не наркобароны и не крышующие их силовики. Это люди, посаженные за коробок травы.

Напомню вам про опыт Португалии.

В 90-х годах Португалию охватила эпидемия наркомании. Исследование 2001 года показало, что 0,7% португальцев хотя бы раз в жизни пробовали героин. И в Португалии была созвана специальная комиссия из докторов, юристов, психологов и активистов, чтобы оценить масштабы проблемы и рекомендовать пути выхода из нее. После восьми месяцев изучений и исследований комиссия пришла к правительству с радикально новым подходом.

Вместо того чтобы, как в других странах, решать проблему при помощи ужесточения законодательства и расширения деятельности правоохранительных органов, комиссия предложила декриминализовать все наркотические вещества и сконцентрироваться на предупреждении употребления наркотиков, образовании и уменьшении вреда от последствий наркозависимости. В рамках новой политики фокус делался на реинтеграцию наркозависимых в общество, а не изоляцию их в тюрьмах.

И через два года правительство Португалии наделило рекомендации комиссии силой закона.

Ключевую роль сыграли не только конкретные рекомендации комиссии, но и философия самого подхода в целом. Если раньше наркозависимость воспринималась как преступление, то теперь в глазах общественности она стала недугом. Суть новой политики заключается в том, чтобы бороться с болезнью, а не с пациентами.

Распространение наркотиков остается уголовно наказуемым. Но борьба идет с драгдилерами, а не с наркоманами. На сегодняшний день около 25 стран во всем мире решились упразднить уголовное наказание за хранение небольшого количества определённых видов наркотиков. Если полиция находит у кого-нибудь наркотики «для себя», то его отправляют «на комиссию». Комиссия представляет собой административный орган, состоящий из адвоката, врача и психолога. Разбираясь с наркоманом, она уполномочена либо назначить ему лечение, либо оштрафовать, либо просто отпустить.

Сейчас уровень употребления наркотиков в Португалии один из самых низких в Европейском союзе. А декриминализация хранения ограниченного количества наркотических веществ привела к тому, что количество уголовных дел уменьшилось с 14000 до 6000 в год. Также уменьшилось количество осужденных за преступления, связанные с наркотиками, – с 44% в 1999 г. до 21% в 2012 г.

Особенно красноречивы результаты в вопросе распространения ВИЧ среди наркоманов. До введения нового законодательства более половины зараженных ВИЧ были наркоманами. Сейчас наркозависимые составляют лишь 20% инфицированных.

В 2014 г. правительство Великобритании провело исследование, где сравнило законы по борьбе с наркотиками и уровень потребления наркотических веществ в 11 странах, включая Португалию. Исследователи пришли к выводу, что «нет очевидной взаимосвязи между суровостью правоохранительной системы в отношении хранения наркотиков и уровнем их потребления».

Я считаю, что сажать человека за пять граммов травы – это глупость и средневековое варварство. Я даже не буду сейчас говорить про любимые методы полиции – подбросить человеку пакетик с марихуаной. Нужно бороться с производителями, крышевателями и распространителями наркотиков, а не с людьми, которые решили немного «оттянуться». Если хотите, их можно штрафовать, но не сажать в тюрьму. Не сажаем же мы в тюрьму пьяных только за то, что они пьяны? Если наши тюрьмы опустеют на четверть, общество от этого только выиграет...»

"