Posted 2 марта 2021, 09:41

Published 2 марта 2021, 09:41

Modified 7 марта, 13:57

Updated 7 марта, 13:57

Армянский тупик: премьер-министр страны Пашинян плох, но его оппоненты еще хуже

2 марта 2021, 09:41
Несмотря на все усилия армянской оппозиции преподнести свою борьбу с Пашиняном за решающий момент в истории Армении, их акции протеста собирают не пользуются большой популярностью у народа страны

Внутриполитический кризис в Армении, вызванный поражением в войне за Нагорный Карабах, не прекращается, усложняясь с каждым днем.

Известно, что Генеральный штаб потребовал отставки премьер-министра Николы Пашиняна, однако Министерство обороны с этим не согласилось. Более того, премьер уволил начальника Генштаба, но президент Армении Армен Саркисян не утвердил этого решения.

Политолог Сергей Маркедонов анализирует ситуацию:

«Налицо коллизия между двумя важнейшими властными институтами, к которой в скором времени может подключиться третий - Конституционный суд.

Никол Пашинян пытается выиграть борьбу не только в кабинетах, но и на улице. Уличная инициатива была им утрачена еще в ноябре 2020 года, когда часть армянского общества, ошеломленного новостью о совместном заявлении по Карабаху, стало требовать отставки главы кабмина. Но с конца февраля 2021 года, Пашинян, похоже, пытается контратаковать.

Он пытается снова задействовать свои старые технологии- прямой диалог с гражданами поверх властных институтов, и 1 марта анонсировал проведение в октябре 2021 года референдума по изменению Конституции.

По словам Пашиняна, «переход к полупрезидентской форме правления является возможным сценарием». К слову сказать, такого поворота премьер не исключал и ранее. Еще в декабре 2018 года он говорил про то, что многие положения действующей Конституции Армении являются проблемными и при случае возврат к президентской модели возможен. Напомню, что нынешняя версия Основного закона была задумана Сержем Саргсяном во многом для пролонгации его власти в кресле главы кабмина.

Но поскольку эта схема не удалась, появилась модель, мало приспособленная для внутренней ситуации в Армении. И Пашинян, не исключено, хотел бы одним махом избавиться от громоздких согласительных процедур, заменив его единоначалием. Но возможно ли оно сегодня, в 2021 году после поражения в Карабахе, утраты премьером былой популярности и имеющихся общественных расколов. Ведь от идеи референдума до практики- дорогая длинная. И вряд ли оппозиция захочет идти на всенародное голосование по этому вопросу под диктовку Пашиняна. Между тем, пока о президентской модели только начинают дискутировать, действующим президент Армен Саркисян с урезанным объемом конституционных полномочий стремится играть в свою игру и повышать свой ранее символический статус «хранителя» Основного закона, превращая его в центральную фигуру медиатора между всеми вовлеченными во внутреннюю борьбу силами...»

Эксперты провластный российского канала «Кремлевская прачка» также высоко оценивают роль президента Саркисяна в этом кризисе и уверены, что оппозиция пойдет в своей борьбе с премьером Пашиняном до конца:

«Во-первых, премьер-министр Пашинян готов принести в жертву армянскую государственность и будущее народа ради удержания мнимой власти. В случае успеха Армения продолжит люмпенизироваться, небольшая прослойка среднего класса и интеллектуалы покинут страну, произойдет тотальная деградация властных институтов, что откроет прямой путь к званию failed state по примеру Сомали.

Во-вторых, оппозиционные группы слишком явно нацелены на использование ситуации для перехвата власти. Как и Пашинян, они готовы идти до конца, даже если придется драться до смерти. И та и другая сторона утверждают, что третьего пути не существует.

Этот кризис показал, что этот путь был всегда в лице президента Армена Саркисяна. Он надпартийный глава государства и гарант Конституции, что дает возможность принимать независимые решения, отталкиваясь исключительно из национальных интересов. Если бы Пашинян и оппозиция действительно думали о благополучии государства, они бы обратились к Саркисяну с просьбой принять сбалансированное конструктивное решение для выхода из кризиса. Вместо этого Пашинян занимается открытым шантажом в адрес президента, а оппозиция видит в его лице всего лишь инструмент для достижения своих узких целей.

То как достойно Саркисян выдерживает это давление, не прогибается под кого-либо и выполняет свой долг не может не вызывать уважение. Любая страна была бы счастлива иметь такого человека в качестве своего лидера...»

Журналист Кирилл Кривошеев со своей стороны, считает, что Пашинян все еще сохраняет поддержку армян, и это подтверждается соцопросами, которые показывают, что, несмотря на тяжелую атмосферу, в армянском обществе нет тотальной ненависти к нынешней власти. Как бы ни был плох Пашинян, его оппоненты в глазах армянских избирателей выглядят еще слабее. Одна из главных причин этого в том, что они не готовы предложить обществу принципиально другой курс.

Даже если оппозиция сможет добиться отставки Пашиняна, у нее все равно не получится что-то изменить в итогах второй карабахской войны. И не только из-за геополитических обстоятельств, но и из-за того, что армянское общество больше не хочет воевать. Еще в ноябре прошлого года возле военкоматов начались митинги с требованием больше не отправлять призывников в Карабах – и его тихо удовлетворили.

Сейчас, по опросам, лишь 31% жителей Армении выступает за то, чтобы попытаться отвоевать потерянные в войне территории. Другая треть (28%) согласна на «стабилизацию ситуации в рамках существующих границ». Еще 3% и вовсе готовы отказаться даже от Степанакерта, лишь бы прекратить конфликт.

Отсюда и равнодушие оппозиции к предложению провести досрочные выборы. Сразу после поражения они казались чем-то неизбежным и само собой разумеющимся. Но оппозиционные политики отнеслись к идее без энтузиазма. Ведь даже если команда Кочаряна и Манукяна сменит во власти Пашиняна, то все равно будет вынуждена делать то же самое, что и он.

А это весьма неприятная работа: проводить новую границу с Азербайджаном по селам, которые еще полгода назад были в 70 км от азербайджанских позиций; согласовывать транспортные маршруты в Нахичевань и Турцию через Армению; идти на компромиссы по остаткам Карабаха, чтобы сохранить там хоть что-то армянское.

В такие времена куда выгоднее быть оппозиционером, чем навсегда гробить свой рейтинг во властных кабинетах. Поэтому для оппозиции удобнее, чтобы Пашинян закончил свою совсем не почетную работу и удалился, как мавр из идиомы.

Эту безысходность, вероятно, чувствуют и обычные люди, а потому митинги, которые преподносятся как решающий момент в истории Армении, собирают сравнительно немного участников. Чтобы вывести людей на площадь, у них в голове должно быть представление о прекрасном будущем: где нет коррупции, власти прислушиваются к народу, а враги повержены.

Такую «Армению будущего» обещал в 2018 году сам Пашинян, но не оправдал ожиданий. Поверить, что рай смогут построить «бывшие», которых сбросили два года назад, невозможно. «Да, они подворовывали, но хотя бы Родину не продали и не продадут», – единственный возможный аргумент в их пользу. Но за таких на улицу выходить не хочется – особенно зимой...»

Подпишитесь