Posted 2 марта 2019, 07:48
Published 2 марта 2019, 07:48
Modified 7 марта, 15:58
Updated 7 марта, 15:58
Жутковатая, непривычная для благополучной Европы складывается ситуация с болезнью, которую все привыкли считать детской и давно изжитой – с корью. Как пишут РИА Новости, сообщения о ней сегодня напоминают сводки боевых действий.
Ирина Зиганшина
На Филиппинах заболели 12 тысяч человек, умерли по меньшей мере 203.
На Мадагаскаре с октября 2018 года зарегистрировано почти 69 тысяч заражений. Погибли более 550 человек, еще порядка 300 смертей могут быть связаны с болезнью.
В Европе в 2018 году корью заразились в три раза больше людей, чем в 2017-м, и в 15 раз — чем в 2016-м — свыше 82 тысяч человек в 47 странах из 53-х. Умерли 72.
Тяжелое положение на Украине: за прошлый год более 53 тысяч заболевших, официально зарегистрировано 16 летальных случаев. Причем ситуация продолжает быстро ухудшаться. По официальным данным, с 28 декабря по 22 февраля, то есть меньше чем за два месяца заболели более 24 тысяч человек и умерли девять. Однако власти твердо стоят на позиции не объявлять в стране эпидемию.
Также среди «лидеров» континента Сербия (5 076 заболевших), Франция (2 913) и Италия (2 517).
К счастью, у нас в России цифры значительно меньше – всего 17,3 случая на 1 миллион населения. (во Франции — 44,7, в Греции — 196,8, в Черногории — 322,6, в Грузии — 563,8 и просто кошмарные 1209,25 случаев на миллион на Украине).
Однако, если в 2018 году в России корью болели 2 256 человек, то в 2017-м — 725. Это означает рост в 3,5 раза!
Так почему же корь так резко перестала быть детской? Специалисты уверены, что причина в снижении уровня вакцинации. Если в бедных странах просто не хватает вакцин, то в богатых – ума. В последние годы крайне популярным стал отказ от прививок. Есть люди, которые делают это из беспечности, но многие – из принципа, полагая, что прививки наносят серьезный вред здоровью.
А ведь еще не так давно корь по сути основной причиной детской смертности. Ирония судьбы – медики всерьез считали, что полностью ликвидируют корь в следующем, 2020 году. Теперь же придется подождать: хотя кампанию по вакцинации и возобновили во многих странах, существенного эффекта она пока что не дает.
В России, несмотря вполне приличную ситуацию, тоже хватает своих «отказников». По данным агентства, только в Новосибирской области из 700 человек, контактировавших с заболевшими, 400 категорически отказались от прививок.
Прививки нужно ставить под страхом смерти
Социальные сети давно включились в обсуждение этой проблемы. Социолог, популярный блогер Алексей Рощин так высказался на тему прививок:
«Ввязывался тут пару раз в дискуссии по поводу прививок и «антипрививочников». Тема неожиданно стала модной – видимо, ввиду успехов как раз противопрививочного движения во всем мире и особенно в нашей богоспасаемой стране. То есть был достигнут некий порог, и вроде бы «побежденные» ранее болезни, типа полиомиелита или кори, опять стали косить детей.
По теме у меня позиция простая. Конечно, лучше всего такое сочетание – чтобы ты и твой ребенок были не привитыми, а все остальные – привитыми. Только так убиваешь сразу двух зайцев: с одной стороны, избегаешь всяких «побочек», про которые так много говорят «антипрививочники» (пусть даже самые тяжелые последствия прививки встречаются в одном случае на миллион – все равно, если прививают десятки миллионов каждый год, то и число погибших от побочных эффектов прививок будет исчисляться десятками). И, с другой стороны: если ты не привит, а все остальные привиты, то и риск заразиться у тебя нулевой – ведь заразить-то тебя некому!
Беспроигрышная стратегия. И правильное поведение, стало быть, такое: всеми силами, через убеждение и даже принуждение («чего там эти бараны бунтуют?! Пусть прививаются! Какие еще побочки?!») убеждать и заставлять всех окружающих ставить себе и детям прививки… А своих детей от этого, конечно, так же всеми силами оберегать. Обойдутся.
Известная в социологии дилемма между «общим» и «частным»; больше всего выигрывает тот, кто является коллективистом «для других» и сугубым индивидуалистом «для себя». (...) Очень хорошо быть индивидуалистом среди коллективистов. Одно плохо: если окружающие тебя «коллективисты» - такие же ловкачи, как ты. Только прикидываются коллективистами. А сами тоже не прививаются. Россия – страна индивидуалистов, которые привыкли всю жизнь изображать из себя коллективистов.
Здесь прививки надо ставить всем и под страхом расстрела, как при Соввласти. Иначе не пойдет, и РФ вымрет от кори на радость буржуинам...»
Зачем прививаться, если вакцину бодяжат!
Впрочем, существуют и здесь совершенно неожиданные, чисто российские проблемы. О них пишет блогер kray_zemli:
«Я в Москве банальный суперклей две недели не могу купить, всегда попадаются полностью пустые тюбики, с воздухом, ни капли клея. Чтобы после этого выступать за обязательную вакцинацию, нужно или без мозга родиться, или быть продажным аморальным дегенератом. Как ты проверишь качество вакцины? Вколят позавчерашний физраствор, а денег возьмут по полной программе. Расклад такой. Прививка стоит денег. На ней кто-то зарабатывает. За твоё счёт. Требуется потратить своё время, чтобы её поставить. А ещё, от неё бывают осложнения.
В конце концов, даже при идеальной прививке есть шанс попасть в смертельное ДТП по пути в клинику. Как бы там по науке всё красиво ни было, по пути от замысла до инъекции прививка проходит множество кривых рук. Зато, она снижает риск осложнений при болезни. Когда вокруг никто не болеет, например, потому что все привиты, ставить прививку невыгодно. Когда никто не привит и зараза шагает полным ходом, выгоднее привиться.
Согласно теории игр, при некотором проценте привитых наступает равновесие, когда риск огрести от болезни уравновешивается риском огрести от прививки. Чуть больше стало привитых — прививаться не надо, чуть меньше — надо привиться. Это и только это есть "естественное" состояние вещей. Обществу в целом невыгодно тратить на прививки больше, чем нужно для удержания под эпидемическим порогом. Однако, люди, зарабатывающие на прививках, желают искусственным образом повысить продажи. Это можно добиваться всяческой пропагандой, вроде сказок про абсолютную безопасность прививок и пользу коллективного иммунитета.
Но лучше всего, конечно, пролоббировать обязательность вакцинации. Для этого достаточно раздать госслужащим мзду (к слову, мзду можно раздать и учёным, исследующим прививку на безопасность). Народ может начать протестовать, и тогда госслужащие могут зассать. Чтобы этого не произошло, и всё можно было бы провернуть без лишнего шума, как раз и нужна агрессивная пропаганда прививок. Как только лоббирование удалось, статус кво далее будет поддерживаться бесплатно...
Как только процент привитых искусственной обязаловкой повышен с равновесного уровня до близкого к 100%, можно самому начать халтурить и бодяжить вакцину. С некоторой вероятностью колоть вместо прививки фуфло, но деньги брать как за настоящую. Ведь если до эпидемического порога далеко, то никто даже и не узнает. Зато деньги. А они не пахнут...»
Две недели в реанимации
Как бы то ни было, но люди, перенесшие эту болезнь, свидетельствуют: ощущения они испытали крайне неприятные.
Вот что написала украинский (кстати!) блогер Мария Шиянь
«Помню себя еще дома с ужасного вида сыпью. Потом – какая-то больничная палата, справедливости ради хорошая (Александровская больница, инфекционка – вдруг, не дай бог кому пригодится). Оказалось, что между этими событиями больше трех недель, на протяжении которых было лишь пару вспышек сознания (это ответ на вопрос, как меня зовут, да-да, у неврологов инфекционного отделения). Сами врачи не верили, что все обойдется.
И правда, зачем родным давать призрачную надежду, оснований для которой нет. Мне было 30, в соседней палате мальчику - 20, я была в реанимации пока всего лишь просто в неадекватном состоянии (менингеальными признаками), он – в коме, уже больше 7 дней. У обоих – менингоэнцефалит, самое сложное осложнение «детской болезни», проще говоря – воспаление мозга.
Итого:
- Больше месяца в больнице, из них пару недель в реанимации в состоянии, когда на утро близкие тянут со звонком заведующему отделения, потому что боятся услышать самое страшное.
- Три месяца домашнего режима и домашней же реабилитации (о ней чуть позже), в конце второго месяца – можешь осилить выход «в свет», то есть дойти под руку с мужем до авто (очень хотелось отпраздновать 30-летие в ресторане)))
- Два года жизни с постоянной температурой 37,4 – 37,6 и перманентной головной болью и походы по врачам, в том числе и поездка в клинику в Германию, чтобы сделать с этим хоть что-то. Если вы все еще читаете это, поумничаю немного о самой болезни, плюс немного личного.
Корь - это нейроинфекция (как и краснуха, ветрянка, все герпесы и т.д.) Говоря просто – вирус кори сожрет ваш мозг, или не успеет, если ваш иммунитет сильнее, или все же «откусит» часть, а за что она отвечает, тут уж как получится – речь, движение, память. В моем случае – больше всего пострадала память. Не самый худший вариант.
Специфического лечения от кори не существует!!!
Нет препарата, который убьет вирус кори. Но, есть иммуноглобулины – препараты из донорской крови, для помощи в работе собственным антителам человека. Все хорошо, кроме стоимости. Моя доза на время пребывания в реанимации стоила 5 800 грн./день (курс доллара был 8, если что).
Математика ясна. Привет, антипрививочникам и их «на нас зарабатывают фарм компании», да зарабатывают, только не те, что вы думаете. Даже самый хороший иммунитет на защитит вас от кори! Только специфический, на практике – или прививка, или вы уже переболели ранее. Всё. Без вариантов. Вирус кори один из самых «заразных» (высококонтагиозных).
Оказалось, что у меня не было прививки, потому что был ошибочный диагноз корь в 7 месяцев, и, как следствие – прививка не нужна, в то время она была не комбинированная как сейчас. Все это есть в сохранившихся детских медкартах. Независимо от тяжести заболевания и наличия осложнений, это нейроинфекция. И вирус в той или иной степени поражает нервную систему. Есть куча исследований (читайте, если интересно lancet, pubmed) о причинно-следственных связях девиантного поведения подростков и перенесенной кори. Я человек взрослый, понимала, что со мной что-то не так, понимала причины, ребенок этого объяснить не сможет, будет просто «трудным». Подумайте, надо ли вам это «пусть лучше в детстве переболеет».
Реабилитация у нас исключительно DIY. Спасать жизни у нас умеют хорошо, но дальше…
Мой мозг и тело пару месяцев были в режиме non cooperation :) друг с другом, в жизни были простые challenges: подняться (и о боги – спуститься! по лестнице), порезать яблоко, писать рукой, прочесть что-то длиннее 1/6 полосы в глянце, и самое сложное – собрать блэндер))) Если у вас не дай бог в семье были инсультники, понимаете о чем я.
Хотя в целом мне ооочень повезло, один случай на сколько-то там, что так все прекрасно после менингоэнцефалита. Из хорошего: Потеря памяти не всегда минус) Например, можно заново смотреть любимые фильмы, точно помнишь, что смотрел (за пару месяцев до болезни), но даже приблизительно не помнишь сюжет – заново смеешься, плачешь).
Считаю нужным поделиться своей историей, а вдруг, кто-то изменит свое мнение о прививках, или хотя бы просто задумается...»
Что нужно обязательно знать о кори
К счастью, сайт Лайфхакер разместил исчерпывающую информацию об этой, как мы уже понимаем, совсем не детской болезни.
Итак, по порядку:
«Корь — не лёгкая детская болезнь, а серьёзная и опасная инфекция, которая каждый год убивает больше ста тысяч человек.
Что такое корь?
Корь — это инфекционное заболевание и одна из главных причин смертности детей в раннем возрасте, если считать весь мир. Вызывает корь вирус из семейства парамиксовирусов. Первые симптомы проявляются через 10–12 дней после заражения. Болезнь начинается с высокой температуры, насморка и кашля, слезящихся глаз. На внутренней стороне щёк образуются серо-белые пятна. Через несколько дней у больных появляется сыпь в виде красно-коричневых пятен. Начинается она на лице и на голове, потом постепенно спускается ниже. Симптомы держатся 7–10 дней, потом проходят.
Чем вылечить корь?
Поскольку корь — вирус, на неё не действуют антибиотики. И специфического лечения кори не существует. Так что придётся терпеть, пока организм сам не справится с болезнью. Максимум, что можно сделать, — поддерживать человека, давать ему полноценно питаться, следить, чтобы не было обезвоживания, и надеяться, что не случится осложнений.
Какие осложнения вызывает корь и чем они опасны?
Именно осложнения — это причина, по которой корь смертельно опасна. Из-за кори развивается энцефалит и отёк головного мозга, отиты, пневмония, воспаляются слизистые оболочки глаз и кишечника. Иногда в качестве последствий остаются слепота и ослабленный иммунитет.
Отчего развиваются осложнения?
От того, что организм и иммунитет недостаточно сильны, чтобы противостоять вирусу. Чаще всего осложнения поражают: Детей в возрасте до пяти лет, потому что именно малыши больше всего болеют. Ослабленных детей, которые плохо питаются. Людей с ВИЧ или другими хроническими заболеваниями. По данным ВОЗ, сейчас осложнения развиваются у каждого пятого заболевшего. Именно поэтому не стоит думать, что корью лучше переболеть: слишком велик риск тяжёлого течения болезни и смертельного исхода. Кроме того, корь опасна для беременных женщин, потому что угрожает жизни и здоровью плода.
Как не заразиться корью?
Корь легко передаётся от человека к человеку. И если нет иммунитета против этого заболевания, то не заразиться можно только одним способом: не контактировать с больными. Проблема в том, что человек заразен за несколько дней до того, как появятся первые симптомы. От кори спасает только иммунитет, который вырабатывается после перенесённой болезни или после прививки.
Прививка точно поможет?
У прививок от кори высокая эффективность. Детей вакцинируют дважды: в год и в шесть лет. После этого иммунитет появляется у 95–98% привитых. Если ребёнку ещё нет года, то вакцину вводят только по особым показаниям, если малыш контактировал с заболевшими и если ему исполнилось шесть месяцев. После прививки иммунитет сохраняется до 25 лет. Если привитый человек всё же заболевает (такое редко, но бывает), то корь протекает без осложнений и намного легче, чем обычно. Даже если ввести вакцину в течение 72 часов после контакта с заражённым человеком, она поможет перенести столкновение с корью.
Я взрослый, мне есть чего бояться?
На самом деле корь не детская болезнь. Она очень заразна, заболеть может кто угодно. Действительно, случаи среди взрослых встречаются крайне редко, и вот почему: В странах, где вакцин не хватает, эпидемий много. Там жители встречаются с корью постоянно. Только у взрослых уже иммунитет, потому что они переболели, когда были маленькими. У детей же иммунитета нет, поэтому они сразу же заболевают. С 1980 года ведётся активная вакцинация против кори. Из-за этого в развитых странах практически нет эпидемий и многие просто не сталкиваются с вирусом в течение всей жизни.
Взрослых и детей защищает коллективный иммунитет. Когда привито недостаточное количество жителей страны, вспыхивает эпидемия, как это случилось сейчас. Если при этом старшему поколению прививки делали, болеют снова дети, которые вакцин не получили. То есть, если непривитый и непереболевший взрослый встретится с больным человеком, он тоже заразится, потому что вирус кори не спрашивает паспорт.
Взрослым тоже нужно делать прививку от кори?
Да, если вы не были привиты или не знаете, есть ли у вас иммунитет. Если вы прививались давно, имеет смысл проверить, сохранился ли иммунитет, и пройти вакцинацию. Кстати, даже если у вас есть иммунитет, то лишняя прививка от кори не принесёт вреда. Организм отреагирует на неё так же, как на вирус кори, то есть вы не заболеете и ничего страшного не произойдёт...»