Posted 2 февраля 2021,, 12:41

Published 2 февраля 2021,, 12:41

Modified 7 марта, 14:00

Updated 7 марта, 14:00

Выдавить из себя раба по капле нельзя: почему не работает знаменитый чеховский рецепт

Выдавить из себя раба по капле нельзя: почему не работает знаменитый чеховский рецепт

2 февраля 2021, 12:41
Уничтожение любого недостатка в человеческой природе лишь обрушит фундамент, на котором построена психика

Философ Дмитрий Лучихин опубликовал крайне интересный анализ известного и крайне актуального сегодня высказывания Антона Чехова о том, что для обретения свободы человеку следует «по капле выдавливать из себя раба»:

«Эта максима Чехова, одна из тех мыслей, что принесли нам более всего зла и несчастий.

Дело, конечно, не в самой формуле, ставшей крылатым выражением, но в кроющейся за ней установке на борьбу с недостатками человеческой природы, путем их устранения, «выдавливания» из себя.

Ни один из психологических мотивов организующих человеческую активность, не может быть порожден, как изначальный недостаток. Да, не интегрированный в более высокоорганизованную сложность сознания, получивший вследствие этого известную автономность, он противоречит более развитой логике поведения. Но в своей сущности, он все равно лежит в фундаменте, на который опирается эта более высокая организация разума.

И даже, если бы его уничтожение было действительно возможно, оно бы лишь обрушило строение, возведенное в том числе и на его основании.

К счастью, это недоступная для нас опция. То, что мы действительно способны делать, выдавливая и вытравливая свои недостатки и слабости, называется вытеснением. Ну а как ведут себя, как поступают с нами, вытесненные содержания сознания, мы сегодня достаточно хорошо себе представляем.

Но это лишь индивидуальная версия последствий следования этой установке. В социальном пространстве, последствия обогащаются еще одной яркой краской.

Установка на совершенствование через устранение недостатков, превращаясь в социальный нравственный императив, вызывает реакцию сопротивления большинства, не столкнувшегося с индивидуальной потребностью такого рода. И именно в свете сопротивления нравственному насилию, архаичные поведенческие формы, из медленно уходящей обыденности превращаются в культивируемую норму протеста. В защищаемое от насилия право быть архаичным, диким, тупым.

Наверное, глупо говорить банальности, но все же напомню: автономизировавшиеся архаичные содержания сознания, нуждаются в осознании и интеграции, в осознаваемое целое его текущего уровня сложности.

Результаты попыток обойти это правило, «по-быстрому» избавиться от мешающего и раздражающего - мы и наблюдаем «в реальном времени».

"