Posted 1 ноября 2019, 14:53

Published 1 ноября 2019, 14:53

Modified 7 марта, 15:37

Updated 7 марта, 15:37

Леонид Делицын: «Опасность выключения Рунета – не миф и не бред параноиков»

1 ноября 2019, 14:53
Закон об устойчивой работе Рунета вступил в силу. Владимир Путин ещё в июне заявил, что закон не предусматривает ограничений: «Наоборот, этот закон призван обеспечить суверенность нашего интернета, нашего сегмента, и возможность там работать всем - и физическим лицам, и блогерам, и государственным организациям».

Перспективы применения данного закона на практике с «Новыми Известиями» обсудил Леонид Делицын, аналитик компании «Финам».

— Как принятие закона об устойчивом интернете скажется на пользователях и на работе в целом российского сегмента интернета?

— В результате принятия закона об устойчивом интернете будет несколько видов последствий. Например, появится стимул для развития собственных технологий, таких как технологии фильтрации контента – объём 20 млрд рублей фактически госзаказа, в то время как обычно у нас в стране стимулы для развития чего-то собственного отсутствуют. Пользователи иногда будут испытывать неудобства, тогда, когда софт для фильтрации контента будет делать ошибки, блокируя полезные нам сайты, которые искусственный интеллект будет ошибочно удалять.

Также может реализоваться и главная угроза, ради которой всё и затеяно – отключение нашего сегмента интернета извне. Такая техническая возможность, конечно же, есть. Интернет был изобретён не в нашей стране, и корневые серверы, которые хранят информацию, расположены, в основном, в США. Россию же можно отключить от ООН, которая находится в Нью-Йорке – не выдать визы нашим дипломатам.

— Некоторые эксперты сравнивают интернет с воздухом и говорят о том, что воздух нельзя сделать «устойчивым» равно как и интернет. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Интернет представляет собой сеть компьютеров, связанных между собой определённым набором правил. Для них хорошим аналогом является не столько воздух, сколько почта. Интернет был изобретён с целью обеспечить коммуникацию между американскими партизанскими отрядами в момент, когда СССР нападёт на Америку из космоса. Это была защита от «звёздных войн». Тогда эта угроза казалась фантастической, нападение сверху и разрушение из воздуха Пентагона. Этот пример показывает, что угрозы такого рода происходят очень редко, но это не значит, что они невозможны.

Для того, чтобы сеть работала, у компьютеров должны быть адреса. Эти адреса должны где-то храниться, а именно – в корневых серверах. Они, в большинстве своём, находятся в США. Поэтому можно так и сделать, чтобы интернет где-то оказался изолированным от внешнего мира.

Большинство сетевого оборудования, которое работает в нашей стране – американское или китайское. Реже – французское. Мы знаем о существовании так называемых закладок и «Back Door». Это – возможность удалённого управления этими устройствами. В США сейчас очень много шума из-за закладок и «Back door» в смартфонах компании Huawei, в связи с чем компания Huawei испытывает большие трудности.

Такие опасения выражают те страны, которые имеют свои политические интересы, в том отношении, что используя чужое оборудование, они становятся уязвимы в управлении своими компьютерными сетями вероятным противником. Соответственно, государство пытается от этого защититься.

— Изменит ли ситуацию массовый запуск спутников Илоном Маском?

— Для того, чтобы принимать сигналы со спутников, необходимы приёмные устройства. Всё зависит от того, как будет развиваться ситуация к тому моменту, когда Маск или кто-то другой запустит спутники. Если Маск будет передавать «руссо сдавайся», то, скорее всего, у нас не будет возможности покупать телефоны и компьютеры, которые смогут принимать его сообщения.

— Сегодня все блокировки легко обходятся с помощью VPN. В Телеграм подобный сервис имплантирован, пользователи избавлены от необходимости делать это самостоятельно. Пойдут ли по такому пути интернет-гиганты типа Гугла в случае их блокировки на территории России?

— Контент можно блокировать самыми разными способами. Вопрос только в том, сколько это занимает времени и кто за это заплатит. Мы об этом говорим и пишем только потому, что никто не хочет за это платить. Государство хочет, чтобы за это платили операторы связи, провайдеры, чтобы мы сами платили за то, что наш трафик фильтруется. Телеграм пытались блокировать путём блокировки IP-адресов. Но это всё равно, что ловить человека, который каждый день арендует разные квартиры. IP-адреса Телеграм всё время менялись, а те, которые были заблокированы выдавались другим проектам. В результате, блокировались не те, кого хотели бы. Но Павел Дуров не зарабатывает деньги в России. Для него присутствие в стране – благотворительный проект. А компании Гугл, Амазон и Фейсбук – зарабатывают, это бизнес-проекты. Соответственно, чтобы не потерять рынок, они вынуждены будут выполнять закон.

До настоящего времени Роскомнадзор блокирует нежелательные ресурсы по IP-адресам. Когда пользователь получает нужную информацию через VPN-сервис, никто не знает, что он читает. А теперь будут знать и в дальнейшем будет фильтроваться сам контент. За это надо заплатить 20 млрд рублей, чтобы увидеть, что мы качаем. Дальше всё будет зависеть от того, насколько захотят это заблокировать. Когда всё заработает, контент будет определять анализатор трафика. Я думаю, что это произойдёт в течение года.

Подпишитесь